Все рубрики
В Омске четверг, 2 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Прибыль маркетплейсов растет, а прибыль партнеров маркетплейсов сокращается

1 января 2024 16:00
1
3295

В Госдуме рассматривают законопроект, касающийся работы маркетплейсов. 

В декабре на сайте ИА «Национальная Служба Новостей» прошла пресс-конференция на тему «Итоги работы маркетплейсов: Что ждет покупателей в 2024 году?».

Прибыль маркетплейсов растет

Соавтор законопроекта о регулировании деятельности маркетплейсов, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий ГУСЕВ считает тему архиважной:

— Маркетплейс – это слово года. Если возьмем самые упоминаемые, самые спорные, самые значимые события в этом году, то это, конечно, забастовки, связанные с маркетплейсами. 16 марта прошла первая (а у нас в стране забастовок не было десятилетие), когда продавцы, сотрудники пунктов выдачи заказов не согласились с условиями, которые маркетплейсы изменили в их договорах. Мы – депутаты Госдумы – сделали все, чтобы этот конфликт не повлиял на работу маркетплейсов. И маркетплейсы нас убедили, что у них есть саморегулирование и оно нормально работает. Однако прошло два месяца и в мае снова забастовка – уже продавцов, которым начислили штрафы за действия, которые они не совершали. Дождались сентября – и снова забастовка пунктов выдачи заказов. Мы понимаем, что отрасль не может так существовать, поскольку противоречия, которые есть, не разрешаются. Поэтому мы с коллегами внесли поправки в закон о торговле и в закон о защите прав потребителей.

Дмитрий ГУСЕВ сделал акцент на статистических данных, которые говорят, что за 2023 год оборот маркетплейсов вырос на 30%:

— В 2022 году он был около 5,5 триллиона рублей, а сейчас – около 7,5. Это колоссальные цифры. Причем доля онлайн-торговли тоже увеличилась в этом году примерно на 15%. Надо сказать, что в Европе она колеблется в районе 15-20% от всей торговли, а в Китае – около 30%. То есть у нас хорошие темпы роста. Но прибыль маркетплейсов растет, а прибыль партнеров маркетплейсов сокращается. Приведу цифры из исследования, которое было сделано недавно: прибыль партнеров сократилась за 2023 год на 16%, обороты не выросли, а прибыль партнерских пунктов выдачи заказов упала на 44%.

Здесь Дмитрий ГУСЕВ видит влияние нескольких факторов, в том числе  увеличение численности пунктов выдачи заказов.

— При этом соотношение доходов и оборотов тоже не изменилось. В обороте тех, кто продает, доля прибыли снизилась с 25 до 20%, а в обороте пунктов выдачи заказов сократилась с 16 до 11%. То есть люди денег оборачивают больше, а прибыли получают меньше. Богатые богатеют, а бедные беднеют. Эта нездоровая экономическая ситуация ведет к тому, что около 2 млн человек, которые торгуют, сотрудничают и являются партнерами маркетплейсов, живут хуже, чем прежде, – отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю.

Поправки в законы

Он озвучил суть трех из шести основных поправок в закон. Первая касается внесения определения «маркетплейсы».

— Сейчас в законе нет такого понятия, и многие этим пользуются: кто-то считает, что это ит-бизнес, и пользуется льготами по ит-бизнесу, кто-то – что это вообще логистические компании, а на самом деле это обычная концессионная торговля, – отметил Дмитрий ГУСЕВ.

Другая поправка призвана ограничить рост цен.

— Штрафы, которые маркетплейсы налагают на продавцов, будут регулироваться. Не смогут маркетплейсы в одностороннем порядке их назначать. Также мы считаем, что договор должен изменяться не чаще чем один раз в год, как это происходит с тарифами на ЖКХ. А сейчас договоры меняются в одностороннем порядке, ухудшая положение маленьких продавцов и поднимая цены. На данный момент договоры меняются до 20-30 раз в год, т. е. практически раз в неделю. Мы это все ограничиваем законопроектом, который внесен в Госдуму, – пояснил Дмитрий ГУСЕВ.

Руководитель Ассоциации участников рынка электронной торговли Алексей КРЕМЕНСКОВ поддерживает поправки:

— Больше всего партнеры страдают из-за штрафов, снижения вознаграждения или повышения комиссии. За этот год комиссия на товары выросла от 5 до 10% на категорию. При этом снижение агентского вознаграждения для пунктов выдачи заказов составило до 40% в некоторых городах. В целом конечное вознаграждение агенту снижается. У продавцов тоже прибыль сократилась за год, а оборот вырос. Получается, интернет-площадки зарабатывают больше. Они утверждают, что не зарабатывают, но при этом достаточно хорошо масштабируются. Тот же Wildberries открылся в Китае, Армении, других странах СНГ. Значит, все-таки возможности роста есть.

Алексей КРЕМЕНСКОВ заметил, что в России рынок маркетплейсов развит гораздо лучше, чем в Европе.

«Штрафы – это единственное, что уберегает покупателя от произвола продавца!»

А вот президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем СОКОЛОВ занимает иную позицию:

-  У меня ощущение, что сейчас не существует никаких норм, что есть некий правовой вакуум, который позволяет продавцам реализовывать контрафактные товары или некачественные вопреки всем правилам. Но это не так. Все нормы есть. Существует достаточно серьезное наказание. За продажу контрафакта два года колонии с конфискацией имущества. Но почему ни разу эта норма не сработала?! Мы все знаем про этих продавцов, где у них товары лежат, откуда идет доставка, ИНН, но для них все заканчивается блокировкой карточки товара. И вот в законе предлагают еще и ответственность за качество товара нести площадке, которая товар и не видела – в руках не держала, на складе не хранила. Почему продавец не должен отвечать за качество товара?! Должен! По всей строгости закона. Просто этого не происходит.

По поводу роста оборотов и сокращения прибыли Артем СОКОЛОВ видит и другие причины:

— Отчасти это происходит из-за усиления конкуренции. Для покупателя конкуренция – залог того, что он получит наиболее качественное по характеристикам предложение, наиболее подходящее по цене, приемлемое по скорости доставки. Прибыль снижается у продавцов совершенно по другим причинам. И я, кстати, не готов подтвердить, что она снижается. У всех все по-разному. Наверное, у продавцов мороженого сегодня прибыль не такая классная, как в июле.

Артем СОКОЛОВ выразил надежду, что депутаты учтут перечисленные им моменты при доработке законопроекта. Дмитрий ГУСЕВ заверил его, что так и будет, и добавил:

— Когда мы говорим об изменениях договора оферты, то имеем в виду изменение тарифов. Что происходит, когда маркетплейс в одностороннем порядке (заранее уведомляя) поднимает цену на тариф? Либо малый предприниматель вынужден разоряться, потому что он в свою бизнес-модель закладывал другие тарифы, либо это все вкладывается в цену, и она растет. Речь о том, что цены, которые маркетплейсы берут с малых предпринимателей, повышаются, о том, что надо привести эту деятельность в удобную для всех модель. Мы ждем от вас поправок и предложений. Будем обсуждать все еще не раз.

Отвечая на реплику оппонента, Артем СОКОЛОВ начал с отличительных особенностей российской интернет-торговли:

— За рубежом нет пунктов выдачи заказов. Это наша российская реалия. Там эту роль, как правило, выполняют логистические компании типа UPS. Ты приходишь в нее и там забираешь товар, а не у предпринимателя, который сделал это своим делом и выдает заказ на партнерских условиях. Представьте, 1,2 млн предпринимателей (по данным АКИТ, именно столько задействовано в качестве продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов. – Прим. Ред.). Это в основном микробизнес. Вот говорят: маркетплейсы много зарабатывают. Это не их оборот, это оборот предпринимателей! И зарабатывают они совсем немного. 50% предпринимателей на площадке зарабатывают в месяц до 100 тыс. рублей. И это не прибыль, а выручка.

По тарифам тоже нашлись возражения. «Тарифы имеют разнонаправленную динамику. Они как повышаются, так и снижаются. И в принципе конкуренция, как правило, определяет справедливый тариф. И не нужно пытаться поставить в оправдывающуюся позицию тех, кто вам тарифы предлагает для сотрудничества. Не нравится тариф на одной площадке? Можно пойти на вторую, на третью, на четвертую. Эта бизнес-модель набирает популярность. Тарифы не менялись в течение года, а цены менялись, но они зависели не от тарифов, а совершенно от других факторов», – подчеркнул Артем СОКОЛОВ.

Эти доводы весьма эмоционально отмел Алексей КРЕМЕНСКОВ:

— Мы слышим об ответственности продавцов, логистов, а где ответственность маркетплейсов?! Почему маркетплейсы теряют товары на складах? Почему происходят подмены? Да потому что бедные каторжные работники склада вынуждены подменить товар другим, чтобы не получить штраф. Есть же такая проблема? Есть! Почему известный маркетплейс ее не решает? Чтобы открыть пункт выдачи заказов, нужно минимум 500 тыс. рублей. И вы хотите предложить предпринимателю, если ему не нравится маркетплейс, идти в другое место? Почему, если товар потерян или поврежден, отнесенность возлагается на всю цепочку без разбора, на всех, кто касался товара? Почему маркетплейс сам изначально не проверяет товар – может быть, это брак, подделка, т. е. он принимает к реализации товары заведомо поддельные или запрещенные без согласительных документов. Где ответственность маркетплейсов?! Они возлагают ответственность на продавцов, так проще. 8,5 млрд рублей на штрафах в прошлом году заработал Wildberries. Вы считаете это нормальным?.

Алексей КРЕМЕНСКОВ также эмоционально поделился свежим примером:

— На днях в Сочи два дня шел ливень, не работал складской комплекс. И товары, которые на пункты выдачи заказов не возили два дня, доставили одним махом. Заставили помещение до потолка, так, что зайти невозможно. Собственник пункта выдачи заказов, когда пришел, ужаснулся, говорит: я не справлюсь, не смогу принять. В итоге его штрафуют сначала за скорость приемки, за то, что склад не вез товары два дня, а потом еще и за то, что он отказывается принимать товар, на 100 тыс. рублей. А у него месячный доход с этого пункта выдачи заказов – 50 тыс. рублей!

Фото – скан с nsn.fm

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 декабря 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Микропредприниматель 4 января 2024 в 10:52:
Все верно, проблема существует. Маркетплейсы оборзели: -смена условий договора в одностороннем порядке происходит постоянно, в любое время когда им вздумается. Просто уведомляют, что увеличится с 20 числа в два раза, и всё;-повышение тарифов, особенно на те группы товаров которые, наиболее востребованы и делают хороший оборот;- постоянно «впаривают» услуги «продвижения» твоего товара. Якобы он станет заметнее и будет продаваться быстрее. Я плачу за продвижение, и если товар станет продаваться быстрее, то я получу увеличение тарифа на размещение этого товара;-разными путями задерживают выплаты продавцу, сосредотачивая у себя временно свободные деньги. По правилам интернет-торговли покупатель может вернуть товар в течение 14 дней, так вот продавец не может и рассчитывать на оплату как минимум 15 дней. По их же правилам пересчисление денег осуществляется не ежедневно, а по 10 и 20 числам месяца (это условно), если прибавить 14 дней, то уже до месяца набегает. Они пользуются этими деньгами бесплатно! И при этом не хотят отвечать за товар (или хотя бы разделять ответственность с продавцом). Не хотите, тогда отдавайте деньги день в день. Вывод: регулирование их деятельности назрело давно. Скоро мы увидим, что маркетплейсы откроют свои банки (или купят существующие) и будут нашими же деньгами кредитовать и продавцов и покупателей, а прибыль будут выводить из страны через свои филиалы в Китае, Армении и т. д.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

Виктор ШКУРЕНКО: «Деньги любят тишину» – абсолютно бездарное высказывание, подходящее какому-нибудь из криминалитета или небогатым людям»

«Даю сотрудникам главное – свободу и право на ошибку. Они уже совершали ошибок на много миллионов, но я их за это не казню и не выгоняю. Ошибки дают опыт»

30 апреля 16:45
11
1140



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.