Омский художник работает в редком жанре магического реализма.
В Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка «Магические миры Игоря Левченко». Это первая персональная выставка художника в этих стенах. Экспозиция посвящена 60-летию автора и содержит более 50 живописных полотен. Часть из них выставляется впервые.
Полумрак цокольного этажа создает таинственную атмосферу, как нельзя лучше подходящую к большинству картин Игоря ЛЕВЧЕНКО. На них коты – булгаковский «Бегемот» («Прогулка»), загадочные «Они», молчаливые «Охотники» и «Рыболовы», неизвестно куда движущееся «Шествие».
Ночь, сумерки, так часто присутствующие в произведениях художника, превращают обыденное и бытовое в мистическое и двойственное. Потустороннее.
– Выставка «Магические миры Игоря Левченко» названа так, потому что художник долгие годы работает в жанре магического реализма, – поясняет куратор выставки Вадим САВЕЛЬЕВ. – Это искусство сказочное, фантастическое по содержанию и реалистическое по технике. И миры, о которых мы говорим, с одной стороны – страшная сказка на грани морока и кошмара, с другой – чистая идиллия, где нет ни страдания, ни смерти. Связи между ними, кажется, быть не может. Но художник нашел персонаж, который фактически стал его альтер эго, и который может перемещаться между этими мирами, не нарушая границ, а совершенно спокойно их пересекая. Этот персонаж – кот. Именно поэтому выставка носит дополнительный подзаголовок: «Портрет художника в образе кота».
Еще один персонаж, который кочует у ЛЕВЧЕНКО из картины в картину, – коза. Однажды увиденная, она стала героиней многих работ и, впервые появившаяся на полотне 1990-х, присутствует и в картине, датированной нынешним годом.
– Мы были на пленэре в Чернолучье, меня вытащили туда друзья, я даже не собирался ехать, – вспоминает Игорь ЛЕВЧЕНКО. – И там я увидел старушку в платочке, одетую во всё черное, которая держала на веревке козу. Коза молоденькая. Я говорю: «Бабушка, можно я ее нарисую?» И пока рисовал, она рассказала мне всю историю про эту козу: то, что зовут ее Катька, что она не молочная, а ангорская, шерстяная. Потом я спросил: можно ее погладить? А та мордочку подняла, и глаза такие… Необычные. Я никогда до этого на коз внимания не обращал, а тут что-то зацепило. И всем теперь говорю: коза Катька – замечательный персонаж.
Как рассказала второй куратор выставки Екатерина КУДРЯШОВА (кстати, дочь художника), архитектура зала подсказала разделение экспозиции на два больших блока. Первый – это более ранние работы (с 1988 года по 1997-й), вторая часть представляет произведения уже нового века.
– Я выросла на этих работах, я все их очень люблю, – добавила Екатерина.
На протяжении жизненного пути творчество Игоря ЛЕВЧЕНКО претерпело различные метаморфозы. Начиная с мрачной фантасмагории и бесовщины, оно пришло к спокойным природным мотивам. И сейчас можно проследить, как один и тот же авторский почерк проявляется и в социальных сюжетах, доведенных до некой аллегоричности, и в картинах с мистическими животными, и в декоративных композициях.
Выставка будет работать до 6 ноября. А уже в эту субботу, 17 сентябр,я Игорь ЛЕВЧЕНКО приглашает всех желающих на творческую встречу и авторскую экскурсию.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ