Спустя сто с лишним лет после написания пьеса Шницлера на вечную тему поставлена в омской «драме».
17 февраля в Омском государственном академическом театре драмы состоялась триумфальная премьера спектакля Георгия ЦХВИРАВЫ «Далекая страна» по одноименной пьесе Артура Шницлера. Значимость этого события не ограничивается рамками регионального театрального сезона, поскольку на российской сцене эта пьеса поставлена впервые.
Артур Шницлер — австрийский писатель, известный прежде всего, как мастер социально-психологической прозы и драматургии. Пик популярности его творчества пришелся на рубеж 19-20 веков. Актуальность литературного наследия драматурга обусловлена его обращением к вечным темам — таким, как любовь, долг, честь, смерть, — при этом автор демонстрирует поразительную тонкость и точность анализа глубин человеческой души. И это не случайно. Потомственный врач, выпускник Венского университета, Шницлер несколько лет практиковался в психоанализе, разделял научные концепции Зигмунда Фрейда и продолжал заниматься научной работой, даже будучи известным писателем.
Современному зрителю (и российскому в том числе) хорошо знакомы кинофильмы, снятые по его произведениям, например, «С широко закрытыми глазами» режиссёра Стенли Кубрика. А омской театральной публике скандально известен «Хоровод», поставленный в Лицейском театре Петром ШАЛЬШЕЙ в 2016 году, но так и не увидевший свет — спектакль был внезапно отменён до премьеры.
Георгий ЦХВИРАВА определяет жанр спектакля как «Сцены из супружеской жизни», отсылая зрителя к фильму Бергмана, где подробно, в череде сцен, рассматривается путь, пройденный семейной парой от счастья до пустоты и краха — с поздним осознанием истинности своей любви.
Пьеса «Далёкая страна» была написана ШНИЦЛЕРОМ в 1911 году. Все герои-современники автора. Действие происходит в период заката буржуазной эпохи. Черты характерного для этого периода позднего романтизма отчётливо просматриваются в произведении. Личности как таковой отдана главенствующая роль — в ней сокрыт смысл её собственного бытия, в ней самой исток её настоящего и основа её будущего. Для ШНИЦЛЕРА здесь каждый персонаж с одной стороны — уникален, а с другой стороны — типичен, как представитель буржуазного общества, зауряден. Драматург, приоткрыв внутренний мир своих героев, подводит зрителя к осознанию того, что в каждом, абсолютно в каждом человеке, сокрыта некая тайна, драма, загадка, свой собственный, уникальный, никому не ведомый мир, своя вселенная.
Преуспевающий буржуа, фабрикант Хофрайтер завершает исчерпавший себя роман с Аделью, женой банкира Наттера. А тем временем становится известно, что покончил жизнь самоубийством пианист Корсаков, не вынеся мук безответной любви к Гении, жене Хофрайтера. Дальнейшие сюжетные повороты добавят в повествование болезненную ревность, новые адюльтеры, светские рауты, путешествия, спортивные игры и ещё одну трагическую смерть. Осознание безвременности и безвозвратности этого события сгущает краски драматизма пьесы, в которой каждый персонаж, искушенный во многом и пресыщенный, испытывает неизбывную тоску по наполненности жизни, каждый из них стремится отыскать и обрести ту манящую «Далёкую страну», двигаясь по пути постоянного обновления впечатлений, эмоций и чувств.
«Далёкая страна» — вещь многогранная и сложная. Несмотря на то, что режиссёрским решением текст сокращён и адаптирован к современному восприятию, пьеса не утратила авторского почерка Артура Шницлера. Например, такие фигуры, как Доктор Франц Мауэр, врач — очень важный для автора персонаж (отчасти это он сам): его образ подан режиссёром слегка приглушенно, но тем не менее спокойный «голос доктора» звучит как «голос разума» в противовес всем остальным эмоциональным «голосам». Красивый режиссёрский приём — введение в спектакль массовки, профессионально играющей в большой теннис, придал работе динамизм и достоверность.
Режиссёрский рисунок ЦХВИРАВЫ — цельный, внятный, подробно детализированный. Несмотря на сложный психологизм пьесы и неоднородность зрительской аудитории, зал был един в проявлении чувств и эмоций: то замирал до звенящей тишины, то реагировал на тонкий юмор, то аплодировал.
Обращает на себя внимание органичность музыкального оформления спектакля, а также несколько интересных решений видеосценографии. Хочется отметить работу художника по костюмам Яны ГЛУШАНОК, которая не идёт по пути точного копирования костюма той эпохи, а создаёт собственные сценические костюмы, миксуя стили неоклассицизм и модерн — это получилось у неё свежо и сдержанно.
Покоряет зрителя мастерство и талант Александра ГОНЧАРУКА: элегантно и достоверно естественно прожита им роль Хофрайтера. Марина БАБОШИНА необыкновенно органична в роли Гении, его жены. Этот актёрский дуэт, как всегда, блистателен. Не менее прекрасны Владислав ПУЗЫРНИКОВ, Марина КРОЙТОР, Сергей ОЛЕНБЕРГ, Иван КУРАМОВ и другие.
Отшумела премьера. Сильный, глубокий и красивый спектакль вошел в репертуар. «Далёкая страна» ждёт омичей и гостей города в марте.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ