Все рубрики
В Омске воскресенье, 26 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 73,0081    € 85,6823

Сотовая связь: фабрика виртуальных операторов забуксовала (полный текст)

29 февраля 2020 11:36
0
8717

«Коммерческие вести» подвели итоги 2019 года на сотовом рынке. 

Доходы от телекоммуникационных услуг в России, по предварительным данным, выросли в 2019 году на 2,1%. По оценке компании «ТМТ Консалтинг», телеком-рынок растет еще медленнее, чем в 2018 и 2017 годах, далеко не самых удачных для отрасли. Увы, приходится признавать, лучшие годы телеком-операторов позади, и даже выручка в мобильной связи, наиболее динамичном сегменте рынка, растет слишком медленно. Прирост в 3,3%, который прогнозируется в 2019 году, – это несерьезно, если вспомнить об усилиях целой армии рекламистов, маркетологов и продажников, работавших в ушедшем году на сотовые компании. Не «выстрелил» и проект по внедрению в повседневную жизнь россиян MVNO – виртуальных операторов сотовой связи, которые должны были раскачать стагнирующий сотовый рынок. 

Стагнация как она есть

По данным аналитического агентства AC&M Consulting, общее количество sim-карт, зарегистрированных в сетях всех сотовых операторов России на конец первого полугодия 2019 года составляло 260 647 000 штук. По итогам 2018 года цифра была ниже – 258 710 000 штук. Рост за полгода – 1 937 000 sim-карт. Проникновение сотовой связи в России продолжает расти и составляет в среднем по стране уже 178%. Если исключить из подсчетов столичный регион и Санкт-Петербург с его окрестностями, то проникновение сотовой связи будет чуть ниже – 165%. То есть в провинции на каждого жителя приходится в среднем полторы sim-карты, в столичных регионах – в среднем по две sim-карты. Отдельных данных по омскому региону нет. Операторы свои доли не озвучивают, а независимые консалтинговые агентства (в том числе с иностранным участием) информацией с омскими СМИ не делятся.

Лидером по количеству абонентов мобильной связи в России, если верить данным AC&M Consulting, по состоянию на конец третьего квартала 2019 года остается МТС (ПАО «МТС»). В сети оператора было зарегистрировано 78,8 млн. sim-карт. «МегаФон» (ПАО «Мегафон»), второй оператор по величине абонентской базы, за девять месяцев текущего года увеличил свою базу до 75,3 млн. абонентов. Лидером по приросту абонентской базы в 2019 году стал оператор Tele2 (ООО «Т2 Мобайл»), теперь у него 46,9 млн. абонентов, причем полмиллиона абонентов он прибавил за счет своих партнеров по MVNO-программе, то есть виртуальных операторов, работающих в сети Tele2. «ВымпелКом» (оператор «Билайн») продолжает рассказывать о своей политике перехода от количественных показателей к качественным, как следствие, абонентская база уменьшилась, и к октябрю 2019 года у оператора осталось 54,8 млн. абонентов.

Впрочем, проанализировав данные того же AC&M Consulting за 2016 год, нетрудно заметить, что рынок сотовой связи упорно стагнирует. Общее количество абонентов у российских компаний сотовой связи в первом полугодии 2016 года составляло 251,6 млн.  Если говорить о долях операторов по абонентской базе на массовом рынке, то AC&M Consulting приводил три года назад следующие цифры: у МТС было порядка 78 млн. абонентов, у «МегаФона» – 75 млн. абонентов, у «ВымпелКома» («Билайн») – 57 млн. абонентов, у Tele2 – 39 млн. абонентов). У всех остальных сотовых операторов России, помимо «большой четверки», общая доля рынка три года назад не превышала 1%, на сегодняшний день эта доля выросла до 2%. 

Зато сети «большой четверки» продолжают расти. По оценке Роскомнадзора, у МТС, «МегаФона», «Билайна», Tele2 с начала 2019 года выросло на 11% количество радиоэлектронных средств (РЭС) – единиц техники, предназначенных для передачи и приема радиоволн. Как сообщает регулятор, теперь в России насчитывается 774,8 тысячи РЭС. Лидером по РЭС (базовым станциям сотовой связи) стал МегаФон – 245,7 тысячи единиц. Остальные операторы несколько отстают: у МТС 186,6 тысячи РЭС, у «Теле2» – 176,5 тысячи, у «Билайна» – 166,1 тысячи. Роскомнадзор отмечает, что прирост происходит преимущественно за счёт развития сетей стандарта LTE. С начала года их стало больше на 25%. На начало сентября ведомство насчитало в России 306,8 тысячи РЭС четвертого поколения.

«Фабрика MVNO»

MVNO (mobile virtual network operator) – это оператор мобильной связи, который лишь продает услуги связи под своим брендом, а все «железо» берет в аренду у другого оператора.  Тема MVNO, модная во всем мире (в Европе их доля, в зависимости от страны, составляет 10–40%), к 2016 году докатилась и до России. Многих вдохновлял тогда запуск Yota на сетях «МегаФона», а потом и Ростелекома на сетях Tele2. Эти проекты оказались хоть и не слишком успешными в финансовом плане, но заразительными с организационной точки зрения.

Активным сторонником развития MVNO в России был и остается Сергей ЭМДИН, который в феврале 2016 года занял кресло гендиректора Tele2 (ООО «Т2 Мобайл»). С его легкой руки в компании запустили проект, который так и назвали «Фабрика MVNO», и стали выпекать виртуальных операторов сотовой связи, как горячие пирожки. К концу 2017 года на сетях Tele2 работали уже порядка 10 виртуальных операторов, в том числе созданные Ростелекомом, Сбербанком («Сбермобайл»), РЖД (ТТК «Мобайл»), Тинькофф банком («Тинькофф мобайл»).

В ноябре 2017 года компания Tele2 запустила MVNE-платформу (mobile virtual network enabler), набор стандартных систем, включающий биллинг, инструменты аналитики и другие компоненты, сильно облегчающих работу виртуальных операторов. Сергей ЭМДИН заявлял тогда, что при помощи этой платформы поставит создание MVNO на поток, и за 2018 год количество абонентов виртуальных операторов, работающих на сетях Tele2, действительно увеличилось почти вдвое и составило 1,75 млн. человек, но что-то пошло не так, очередь на создание корпоративных операторов быстро закончилась, и фабричный конвейер на полную мощность так и не заработал.

По состоянию на осень 2019 года на сетях Tele2 оказывали услуги связи чуть более двух десятков MVNO. Согласно данным аналитического агентства AC&M Consulting, абонентами виртуальных операторов в сети Tele2 были 2,25 млн. россиян. Причем в первом полугодии 2019 года абонентская база выросла на 500 тысяч, то есть развитие базы виртуальных операторов продолжается, но как-то скачкообразно, что всегда вызывает подозрение. По оценкам аналитиков, самым успешным проектом среди MVNO-проектов Tele2 остается проект Ростелекома, который за несколько лет сумел раздать более миллиона своих sim-карт.

Следующие по успешности – «Сбермобайл» и «Тинькофф мобайл». Летом 2019 года первый зам председателя правления Сбербанка Лев ХАСИС под напором общественности озвучил данные по абонентской базе «Сбермобайла», по его словам, услугой оператора на тот момент пользовались порядка 400 тысяч клиентов. Вряд ли это можно назвать успехом, учитывая силу бренда Сбербанка, его огромную клиентскую базу, разветвленную розничную сеть, и тот факт, что виртуальный оператор функционирует уже больше двух лет. А «Тинькофф мобайл» и «ВТБ Мобайл» свои абонентские базы не раскрывают. Видимо, похвастаться особо нечем. По оценке «ТМТ Консалтинг», у «Тинькофф мобайл» на сегодняшний день порядка 9% рынка в сегменте MVNO.

Косвенно эту информацию подтверждает и Сергей ЭМДИН, рассказавший в одном из своих интервью, что основные его клиенты в сегменте MVNO – это операторы фиксированной связи, которые таким образом повышают лояльность своих абонентов, операторы для бизнес-путешественников и банки. Все эти компании, мол, погружены в проблематику телеком-рынка, и их проекты, как правило, уникальны. А следующий стратегический шаг – переход к взаимодействию с партнерам, которые не хотят ничего знать про инфраструктуру, а хотят просто использовать «коробочное» решения по принципу «все включено». Судя по сайту Tele2, готовых решение на сегодняшний день у оператора два – Medium MVNO и Light MVNO. Первое решение предполагает инвестиции со стороны партнера на уровне 35 млн. рублей, второе – 10 млн. рублей.

Видимо, из-за существенных инвестиций в создание виртуальных операторов абонентская база MVNO в России растет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Согласно прогнозу «ТМТ Консалтинг», sim-картами всех действующих виртуальных операторов к концу 2019 года обзавелись всего 10 млн. россиян. Самую большую абонентскую базу в области MVNO собрал «МегаФон», его дочерняя компания «Скартел» (Yota), стартовавшая в 2014 году, занимает сегодня порядка 57% рынка. На сети МТС работает виртуальный оператор МГТС, но каким-то особым успехом его услуги пока не пользуются. На сетях «Вымпелкома» в ноябре 2018 года заработал виртуальный оператор для фанатов футбольного клуба «Спартак», но это заведомо нишевый продукт, вряд ли он станет массовым.

Откровенно скажем, были большие надежды на совместный проект «МегаФона» с социальной сетью «ВКонтакте» – Vkmobile, авторы проекта даже раздавали своей аудитории уверенные обещания, что за сотовую связь, мол, можно будет платить не только деньгами, но и «лайками», однако даже большие поклонников бренда «ВКонтакте», как оказалось, не захотели менять свои sim-карты. Проект запустили в 2017 году, а в 2018 году его уже благополучно закрыли. Действующим абонентам виртуального оператора «МегаФон» порекомендовал переходить на свою линейку тарифов «Включайся». Руководство оператора заявляло тогда, что неудачный эксперимент для телеком-рынка – это обычное дело.

Прогнозы

Прогнозы на 2020 год все эксперты озвучивают традиционные, многие ждут увеличения тарифов. Но в том, насколько именно вырастут тарифы, аналитики расходятся: от 10–12% (по мнению агентства Telecom Daily) до 15–25% (по версии агентства Content Review). Причин для роста цен на сотовом рынке как минимум две. Во-первых, в России отменили роуминг внутри страны, поэтому операторы будут повышать цены на другие услуги, чтобы компенсировать потерю доходов. Во-вторых, необходимы средства для исполнения «закона Яровой» – хранения звонков, переписок и другой личной информации пользователей.

Эксперты, опрошенные СМИ, прогнозируют, что операторы станут в первую очередь повышать расценки на старые тарифные планы, которыми абоненты по привычке пользуются годами. Абонентская плата, звонки, сообщения и прочие услуги по таким тарифным планам могут подорожать на 30 – 40%, но консервативные абоненты будут привычке продолжат пользоваться архивными тарифами. Менее консервативные потребители поменяют тарифные планы на более выгодные, но при этом они потратят дополнительные средства на смену тарифа.

В уходящем году повысить доходы до желаемого уровня сотовым операторам мешала острая конкуренция и существенное замедление роста корпоративного сегмента, как следует из отчета аналитической компании «ТМТ Консалтинг». Несмотря на это, по данным аналитиков, среднерыночный показатель ARPU (среднемесячная выручка на абонента) подросла за год на 2,6% и достигла 321 рубля. Лидеры по ARPU – МТС и «Билайн», у них он подрос до 353 рублей. У «МегаФона» ARPU снизился в сравнении с 2018 годом и составил 308 рублей. Вряд ли среднемесячная выручка сотовых операторов сильно изменится в 2020 году.

Если говорить о перспективах рынка MVNO, то они все же есть. Уже есть виртуальные операторы, которые обещают работать не на одной сети, а автоматически переключать своих абонентов между разными сетями. Самый свежий пример – MVNO-проект холдинга S8 Capital, который называется Next Mobile. Новый виртуальный оператор запустился в декабре 2019 года, и он обещает работать на сетях сразу трех операторов (Tele2, МТС и «Билайн»). Next Mobile объявил об использовании облачной технологии Always Best Connection, которая обеспечит автоматическое переключение его абонентов на сотовую сеть с более устойчивым покрытием. Правда, тарифы Next Mobile на сегодняшний день дороговаты, самые дешевые пакеты стартуют от 790 рублей (10 Гб, 500 голосовых минут, 100 SMS), а такое тарифное меню скорей всего не позволит оператору выйти на массовый рынок.

По слухам, которые распространились на телеком-рынке в первые дни 2020 года, собственным виртуальным оператором сотовой связи хочет обзавестись и «Яндекс». Как сообщает газета «Коммерсант», по одной из версий, «дочка» интернет-гиганта собирается работать на сетях Tele2, по другой версии – на сетях нескольких операторов, а Tele2 станет базовой, что гораздо более вероятно, если допустить, что «Яндекс» все же решится выйти со своим проектом на рынок сотовой связи. И хотя в самом «Яндексе» от этих планов пока открещиваются, но для рынка MVNO (да и всего рынка сотовой связи) этот проект был бы интересен, как минимум.

Ранее материал  был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 января 2020 года. 



Комментарии через Фейсбук
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.