Экспериментальный арт-проект создан на синтезе театра и кино.
В афише Омского дома актера им. Н.Д. Чонишвили осенью прошлого года появился спектакль «Страсти по Жанне», в котором соединились жанры моноспектакля, рок-оперы и кино. Это редкий, если не беспрецедентный случай. Постановщиком и единственным исполнителем вокальных партий выступил актер Театра драмы Олег БЕРКОВ.
Спектакль – версия известной рок-оперы «Жанна д'Арк». Действие начинается в наши дни, где католические священники разбирают дело Орлеанской девы – национальной героини Франции эпохи Столетней войны, которую обвинили в колдовстве и сожгли, а теперь должны оправдать и причислить к лику святых. Неизбежно разворачивается ретроспектива.
Олег БЕРКОВ, как уже было сказано, исполняет все партии, и в целом у него получается роль рассказчика, ироничного, лишенного излишней сентиментальности, который разматывает историю с точки зрения современного человека, и оказывается, что история эта не такая уж отдаленная и она про жертвенность, любовь и предательство. Причем, любовь в каком-то метафорическом, обобщенном смысле – к вере, к истине, к некоему образу, олицетворяющему все это. И пусть некрасивой на первый взгляд, но горящей внутренним огнем Жанной увлечены и странный маршал-алхимик Жиль де Рец (Артем КУКУШКИН), и красавчик бастард Жан Дюнуа (Степан ДВОРЯНКИН), и инфантильный наследник престола Карл II (Леонид КАЛМЫКОВ), она никому не может ответить взаимностью: ее сердце занято архангелом в сияющих одеждах.
Атмосфера спектакля накалена до предела страстным, горячим вокалом и тем видеорядом, который сопровождает его. «Страсти по Жанне» – это еще и фильм, снятый режиссером Александрой ПЕТРОВОЙ с участием актеров омских театров и членов военно-исторических клубов «Орден Святого Георгия» и «Братина». Картинка визуализирует образы, подает ситуации крупным планом. На этих крупных планах убедительны все. Особенно хочется отметить Алену УСТИНОВУ и Сергея ОЛЕНБЕРГА, создавших зловещие образы Изабеллы Баварской и епископа Кошона. Королева и служитель церкви ловко дирижируют политической ситуацией, но в какой-то момент увязают в неоднозначности происходящего. И – о, ужас! – на лице епископа мы видим смятение и сомнение.
Единственная непрофессиональная актриса в команде – Дарья КОПЕНКОВА (Жанна). Для постановщика это было принципиально. Он хотел, чтобы исполнительница роли не сыграла, а именно пережила вместе со своей героиней чудесное и болезненное превращение босоногой девчонки в воительницу, ведомую божественной силой. Это перерождение трагично, потому что обратно нельзя – отныне только подвиг, только экстрим, который часто несовместим с жизнью.
В средневековую стилизацию видеоряда вплетается коллаж, в котором собраны все кинокошмары XX века. Это словно тревожный сон, который проводит неясные (или ясные) параллели с днем сегодняшним. «Чума, Столетняя война, такие были времена. А ныне?» – задает вопрос рассказчик. И уже невозможно не задуматься над ответом.
Проект реализован на средства государственной стипендии СТД РФ.
Ближайший показ спектакля – 27 января.
Фото © Омский дом актера