Древний материал и цифровые технологии позволяют поиграть с вечностью.
Каменный идол, ставший таксистом, микросхемы, «закодированные» в браслетах и серьгах, образ Леонардо, меняющийся на глазах с помощью видеомэппинга. Новосибирский скульптор и ювелир Юрий ШАХОЯН в своём творчестве играет с вечными сюжетами в искусстве, обращая их в современные объекты.
Выставка Юрия ШАХОЯНА «Игра с вечностью» открылась в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Проекту уже три года, и он был показан в разных городах.
Экспозиция состоит из 50 произведений скульптуры, декоративно-прикладного, ювелирного и объектного искусства, видеоарта. Это украшения из металла, изделия из бивня мамонта, керамические и деревянные панно.
Главный экспонат выставки – бетонная маска. Видеопроектор транслирует на неё изображения огня, воды, она «осыпается», прорастает зелёными стеблями, покрывается орнаментом. Каждое изображение создаёт неповторимый лик. Форму Юрий позаимствовал у своей жены Натальи, тоже скульптора. Это была её давняя работа: лицо – аллюзия на образ Леонардо. Рядом с главной маской зритель может увидеть её глиняные прототипы с индивидуальным рельефным рисунком каждый.
– К сожалению, часть масок безвозвратно утеряна, – рассказал куратор проекта Виктор ЕРШОВ. – Когда работа уходит в печь, не факт, что она выйдет оттуда целой. Глина покрыта солями, и неизвестно, как сработает эта химия. У нас здесь маска с синим подбородком – подбородок как раз отскочил в печке. Его удалось склеить, но мы специально сделали такой цветовой акцент.
Идея использования видеомэппинга (3D-проекции на физический объект), возникла из желания показать особенность творческого стиля ШАХОЯНА как скульптора – не столько создавать форму, сколько трансформировать её. Над проектом работала целая команда профессионалов: специалист 3D-графики, композитор (под экспозицию написан музыкальный трек). Выставка называется иммерсивной и предполагает полное погружение. До пандемии экспонаты даже разрешалось трогать руками – это помогало слабовидящим зрителям считывать их рисунок, геометрию.
– Кстати, ведь слово «иммерсивность» изначально относилось к людям с ограниченными возможностями, – замечает Виктор ЕРШОВ. – Оно оттуда впервые пришло к нам в культуру. Затем уже появились спектакли с эффектом присутствия и так далее. Так что, в этом мы тоже восходим к истокам.
Юрий ШАХОЯН родился и вырос в Тбилиси, где жили несколько поколений его предков, что во многом определило авторский почерк художника. Вторым определяющим фактором стало увлечение историей и этнографией. Отсюда – многочисленные отсылы к древности, причудливое переплетение культур и эпох. Но слово «экзотика» Юрий не любит, говорит: экзотика – это когда индейцы танцуют для туристов. А у него всё-таки философское переосмысление исторических образов плюс немного юмора. Например, степной камень балбал в виде человеческой фигуры, хорошо известный в тюркской культуре, стал основой работы Uber (на выставке она называется «Привет – пока!»). Такси – это то, на что пересели сегодня кочевники, считает автор. Металлические украшения, формы которых тоже взяты из древних культур, вместе с тем похожи на микросхемы фантастических приборов.
«Ювелиркой» ШАХОЯН увлекся пару лет назад, свои работы с улыбкой называет железками. Вообще же он перепробовал много материалов: глину (шамот), дерево, кость, бетон.
– Материалы – они же все благодатные, – говорит Юрий. – Дерево очень разнообразное: разные породы по-разному себя ведут. И ты по-разному себя ведёшь с ними. Вот это взаимодействие, контакт с разными материалами – тоже хорошая, интересная игра. Мы все на сцене, и можно получить и помидорину, и яйцо тухлое. У нас нет репетиций.
Выставка будет работать по 22 августа.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ, Эльвира КАДЫРОВА