До конца июля их можно увидеть в Музее имени М.А. Врубеля.
На выставке «Лик резной» представлено двенадцать из тридцати икон, которые позже войдут в иконостас храма-звонницы в честь иконы Божьей Матери «Прибавление ума» в Барнауле. Автор проекта — омский художник-иконописец Павел МИНИН.
Резная икона в храмовом искусстве России занимает особое место. Когда-то она была вполне традиционной. Однако в синодальный период при Патриархе Никоне на резную икону начались гонения как на атрибут католичества, и на долгие годы в православных храмах поселились писаные иконостасы. Постепенно резная икона стала возвращаться. В Омске она появилась в середине 1980-х годов. Впрочем, иконостас, полностью выполненный в деревянной пластике, практически не встретишь нигде. И это не единственный новаторский шаг, на который решился автор церковного комплекса. Чтобы монохромные иконы не выглядели уныло, он предложил расписать киоты темперными красками.
Над созданием иконостаса трудится большая творческая группа: Павел, Егор, Лариса и Михаил МИНИНЫ, Сергей ДИЯНОВ, Сергей ТОЛМАЧЕВ. Практически в этом же составе художники работали над иконостасами для Анадыря (Троицкий кафедральный собор, 2003-2005 гг.), Калачинска (Воскресенский кафедральный собор, 2006–2012 гг.), Окунево (Церковь Святого Духа, 2013 г.). В работе над нынешним проектом принимают участие также несколько студентов кафедры ДПИ Института искусств Омского государственного педагогического университета.
Со времени начала работы прошел год, но некоторые иконы еще не готовы, их можно увидеть только в эскизах. Среди них и основная храмовая икона «Прибавление ума», к которой издавна обращались за помощью в учебе, избавлением от душевных заболеваний и просветлением мыслей. На контрасте с черно-белыми эскизами – словно светящиеся изнутри деревянные лики. Основная часть их сделана из липы, материала для нашего региона редкого и дорогого. А вот для текстового обрамления (цитаты из молитв по краям) сгодился местный кедр.
— По обрамлению у меня как раз девочки, — кивает на своих студенток Павел Георгиевич. – Они главные резчики текстовые. Пейзажи, лики — это им пока рановато, но тексты режут на ура.
Работа над иконами привлекла, прежде всего, живым материалом, объясняют Катя МИХАЙЛОВА и Наташа РУППС. К дереву девушки тяготели давно. В художественной школе Катя работала еще и с берестой, любила, кстати, фигуры ангелов. На каждую икону уходит около месяца. Настоящими церковными предметами они станут уже после освящения, но и делать их нужно с особым настроением.
— Для себя молитву читаешь, - поделился секретом МИНИН. –Есть специальная молитва иконописца. Она довольно длинная, и пока ее читаешь, полностью отвлекаешься от бытовых проблем. А вообще, когда ты долго этим занимаешься, то уже ни о чем не думаешь – у тебя руки сами работают. Я резьбой должен заниматься каждый день, тогда всё получается.
Фото из архива Павла МИНИНА