Правила благоустройства города дополнили несколькими пунктами.
В Омском городском совете 31 октября прошли публичные слушания по внесению изменений в правила благоустройства и обеспечения чистоты и порядка на территории Омска.
Сначала слово предоставили директору департамента контроля администрации города Марку РОГОЗИНУ. Он обозначил основные изменения. Во-первых, транспортным средствам запрещено создавать препятствия для подъезда мусоровозов к площадкам накопления ТКО. Штрафы за данное нарушение составляют 3-4 тыс. рублей для граждан, 20-30 тыс. рублей – для должностных лиц, 30-60 тыс. рублей – для юридических лиц.
Во-вторых, правила благоустройства дополнили понятиями «Нестационарный объект для оказания бытовых услуг» и «Нестационарный объект для оказания услуг общественного питания». Дело в том, что данные группы федеральное законодательство вывело из общего понятия нестационарных объектов. Теперь их будут размещать вне схемы. Требования к архитектурному облику таких нестационарных объектов будут устанавливаться правовыми актами администрации города.
Первый заместитель директора департамента городской экономической политики Михаил ЩЕЛКОНОГОВ чуть позже пояснил ситуацию: сезонные кафе, веранды и объекты по оказанию бытовых услуг были выведены из общего понятия НТО, но при этом визуально остались ими.
— Это те же самые объекты, и их архитектурный облик должен соответствовать тому, который мы сделали для других НТО, – подчеркнул ЩЕЛКОНОГОВ.– Поэтому мы предлагаем вывести их в отдельную категорию и наделить администрацию города полномочиями по разработке внешнего архитектурного облика данной категории объектов, чтобы их облик не отличался от остальных.
В-третьих, хозяйствующих субъектов обяжут снимать плодородный слой почвы при производстве земляных работ, складировать и перемещать его в бюджетное учреждение города Омска. По всей видимости, речь идет о БУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Данный вопрос подробно обсуждали на комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Омского городского совета в октябре.
В-четвертых, в рамках исполнения федерального законодательства будет пересмотрен порядок размещения СИМов. Оставлять их можно только на специально оборудованных стоянках. СИМы с автоматизированной системой аренды, находящиеся вне таких площадок, будут перемещаться в места временного хранения и возвращаться владельцу лишь после оплаты расходов.
В-пятых, понятие «парковочное ограждение» предложено расширить и наряду со шлагбаумами отнести к ним «иные устройства, перекрывающие, ограничивающие движение транспортных средств".
В-шестых, в правила благоустройства предлагается внести понятие «элементы благоустройства». По данному пункту информацию пояснил директор департамента архитектуры и градостроительства Роман ВОРОБЬЕВ:
— Дизайн-код – это емкий документ, который требует достаточно большого времени разработки, средств, людей и т.д., поэтому на уровне города и региона было принято решение о создании данного документа поэтапно. Первый этап – это требования к элементам благоустройства. Кроме этого раздела мы сейчас работаем над световым кодом. Это архитектурно-художественное оформление фасадов города. И приступили к работе по знаково-информационной системе, т.е. мы двигаемся поступательно.
Депутат Омского городского совета и руководитель рабочей группы по изменениям в правила благоустройства Алексей ПРОВОЗИН предложил ввести «четкое ГОСТирование» саженцев:
— В действующей редакции 45-го решения у нас были заложены слишком высокие требования к посадочному материалу. Такого сегодня на российском рынке просто нет. Поэтому мы адаптируем текст под возможности отечественных питомников.
Также Алексей ПРОВОЗИН озвучил еще одно предложение рабочей группы:
— Мы запретили выпас домашней птицы в секторе ИЖС, потому что была такая проблема. Выпас скота запрещен, и люди пасли кур и говорили, что прямого запрета нет. Поэтому мы вынуждены были ввести запрет.
Депутат Александр КУЗЮКОВ обратился к теме средств индивидуальной мобильности (СИМов). Он возмущен складывающейся ситуацией, когда стоянки для СИМов «заполонили все дворы», считает, что это на данный момент важнейшая проблема в городе. Депутат также напомнил, что, учитывая уровень аварийности с участием электросамокатов, некоторые небольшие города радикально решили вопрос – полностью запретили передвижения на СИМах, а крупные – Москва, Сочи, Санкт-Петербург – частично.
Омич Игорь БАСОВ отметил, что все предложенные изменения нужно принять, однако предложил не идти по пути полного запрета СИМов, а просто убрать с тротуаров их и все транспортные средства, оснащенные двигателями, тем самым обеспечив безопасность омичей-пешеходов.
Затем слово предоставили кикшеринговым компаниям. Таковых в Омске, напомним, текущим летом работало две.
Представитель департамента по взаимодействию с госорганами МТС Юрент Константин КРИВОШЕЕВ внес несколько предложений, в частности, он считает нужным исключить фразу об «автоматизированной системе аренды»:
— Есть пользователи, которые передвигаются на частных СИМах, не кикшеринговых. Если мы оставим формулировку про арендные СИМы, то, получается, разрешим владельцам частных СИМов ставить самокаты в местах, запрещенных для этого.
Руководитель по взаимодействию с органами власти дивизиона Сибирь и Дальний Восток компании «Вуш» Сергей ШИРШОВ согласен с коллегой. Когда он отметил, что в 2025 году были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие порядок размещения СИМов во многих городах России, Александр КУЗЮКОВ уточнил, почему же тогда в Омске не наведен порядок.
— Я отвечаю за 35 городов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день город Омск стоит на первом месте по площади ограничения мобильной связи, – объяснил Сергей ШИРШОВ причину, почему в омских дворах можно встретить брошенные электросамокаты. – Они имеют GPS-модуль, сим-карту, которая при помощи сотовой связи сообщает, где он находится. Когда СИМ в зоне, где не работает интернет, и мы, и другие сервисы (в том числе такси) сталкиваемся с проблемой. Сейчас работаем над переходом на другие диапазоны связи, чтобы могли быстро и эффективно отслеживать. Пользователи заезжают в зоны, где не работает интернет, и самокат теряет связь, поэтому его оставляют в неположенном месте. Нам требуется больше времени, чтобы обнаружить, где он находится.
Представитель компании «Вуш» подчеркнул, что, по данным ГИБДД, в текущем году количество ДТП с участием СИМов снизилось по всей России, а конкретно в Омске – на 58%.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 29 октября 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ








