Всего в образовательных учреждениях города вакантны 1395 ставок.
В марте на заседании комитета по социальным вопросам Омского городского совета полчаса уделили кадровому обеспечению образования.
В учреждениях, подведомственных департаменту образования города, сегодня трудятся 21697 человек, из которых 12044 – педагогические работники, 9653 – иной персонал.
– Остается актуальной проблема нехватки педагогических кадров, – в самом начале выступления признал директор департамента образования Ильдар БИКМАЕВ (на фото). – В связи с этим увеличивается нагрузка на педагогический состав. Например, норма часов педагогической работы в школе на одну ставку составляет 18 часов, а фактическая средняя нагрузка работника педагогического профиля составляет две ставки. Из 151 школы Омска в 117 обучение организовано в две смены. Это 77,4%. Что обусловлено в том числе и дефицитом педагогических кадров.
Негативная динамика имеет место и в системе дошкольного образования.
— При увеличении количества новых детских садов число работников значительно уменьшается. По состоянию на 13 февраля во всех образовательных учреждениях имеется 1395 вакантных ставок, из них 934 – по педагогическим должностям, 461 – непедагогических работников, – привел данные Ильдар БИКМАЕВ.
В школах сегодня вакантны 752 ставки (620 педагогических), в детских садах – 630 ставок (требуются 306 педагогов и воспитателей).
При этом директор департамента отметил, что количество педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет 27,4%, а старше 60 – 19,9%, и сделал вывод: «То есть мы можем говорить, что в данную отрасль приходят молодые кадры и у нас не происходит старения педагогического состава». Ильдар БИКМАЕВ отметил, что в 2021-2022 учебном году в образовательные учреждения Омска пришли на работу 248 молодых педагогов, из которых 117 – еще студенты. А в 2022–2023 – 378 молодых кадров, из которых 176 студенты.
– Департаментом образования принимаются следующие меры по закрытию вакансий и закреплению педагогических кадров: это заключение договоров о целевом обучении, организация встреч руководителей с педагогическим университетом и Омским педагогическим колледжем № 1, проведение профориентационной работы, создание необходимых условий и развития института наставничества. Предусмотрены определенные льготы, к примеру, предоставление мест детям работников общеобразовательных организаций в первоочередном порядке в дошкольных и образовательных учреждениях, – рассказал директор департамента образования.
Он также пояснил, что в 2022-2023 учебном году в восьми школах были открыты 18 профильных психолого-педагогических классов, где обучаются 430 человек. В текущем году планируется вовлечь в данную деятельность еще 14 школ.
– Анализ опыта работы регионов показал, что наиболее успешными мерами для привлечения и закрепления в системе образования педагогов являются компенсация расходов за наем жилья, служебное жилье, льготная ипотека, материальная помощь, компенсация за оплату проезда различными видами транспорта, за санаторно-курортное лечение. Молодым педагогам, устроившимся в образовательные учреждения, оказывается существенная материальная поддержка. Производится увеличение ставки заработной платы на 60% в первые три года работы, – отметил глава департамента образования.
Депутат Юрий КОЗЛОВСКИЙ удивился приведенным цифрам.
— Вы правильно отметили, что по статистике вроде бы люди приходят: по сравнению с прошлым годом на 130 человек больше пришло работать, но повышается и общий запрос сферы, – обратил внимание депутата Ильдар БИКМАЕВ. – Если раньше требовалось одно количество педагогических работников, то сейчас оно увеличилось – открываются новые заведения, новые группы. Если бы потребность стояла на одном месте, рост педагогических работников сферу бы обеспечил.
– Мне понравился слайд по мерам поддержки. Это реализованные или то, что должно быть сделано?, – поинтересовался главный врач БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» депутат Дмитрий МАРКЕЛОВ.
— Часть мер, указанных в докладе, реализована, например, по дополнительной оплате молодым педагогам. Но мы проанализировали передовой опыт в нашей стране и на слайде показали меры, которые предлагаем. Они коренным образом могли бы изменить ситуацию, – пояснил глава департамента образования.
Директор БОУ ДО Омска «Дом детского творчества Октябрьского округа» депутат Юлия ПЛОЦКАЯ заметила, что приход студентов в образование связан с изменениями в законодательстве:
— В июле 2020 года была внесена поправка, которая нам разрешила принимать официально на работу студентов 3-4 курсов. Чем раньше мы молодых учителей поставим к ребятам, тем эффективнее они будут закрепляться. И второй момент: 60% к окладу – это великолепная добавка, но, коллеги, через три года молодой специалист уйдет, потому что будет получать на 10 тыс. рублей меньше. Мы готовим молодые кадры, растим их для кого-то другого. Увеличение на 60% проблемы не решает. Здесь нужны серьезные действия.
Депутат Наталья СТАРОВОЙТОВА рассказала про опыт Хакасии, где учителям дают льготы:
— У них самая престижная работа – это учитель. Попасть в школу можно только по большому блату. Потому что в Хакасии есть региональная мера социальной поддержки – учителям компенсируют 100% оплаты электроэнергии. А у них газа нет, и они топят в основном электричеством. Может быть, и нам предусмотреть меры, которые будут востребованы?
Напоследок раскритиковал ситуацию в образовании и Юрий КОЗЛОВСКИЙ:
— Мы упали в точку невозврата, и как из нее будем выходить, огромный вопрос. Уничтожалось и принижалось все долгие годы, а восстановить за 2-5 лет, наверное, невозможно.
По его мнению, основная проблема – заработная плата, на втором месте – статус учителя. Он предложил создать рабочую группу при департаменте образования, которая будет готовить варианты решения вопроса для правительства области.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 марта 2023 года.
Фото © lt.baltnews.com