Все рубрики
В Омске четверг, 26 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,6125    € 103,9416

В Омском музее имени М.А. Врубеля показывают «Нескучные картины»

13 июня 2023 12:02
1
2608

Выставка из частной коллекции открывает зрителям много нового. 

Выставки произведений отечественного искусства из частных собраний, представленные в государственных музеях, становятся все более востребованными и привлекают к себе все больше внимания. Наверное, потому, что многие коллекционеры ходят «нехожеными тропами» и иногда заполучают в свое владение имена и работы, неизвестные даже для искусствоведов, не говоря о зрителях.

Такой удивительной, но при этом тщательно подобранной, является коллекция Константина ГЛУЩЕНКО, часть которой демонстрируется в Омском музее изобразительных искусств на выставке «Нескучные картины: от Малявина до Муратова». Омский предприниматель, коллекционер и меценат более 30 лет занимается собирательской деятельностью. Коллекция начала формироваться в 1991 году с двух работ прекрасного, но незаслуженно забытого художника Ларисы ЖУРАВЛЕВОЙ. С тех пор собрание выросло до нескольких сотен произведений живописи и графики, свыше ста из которых вошло в экспозицию. 

Самое раннее произведение в коллекции и на выставке – карандашный рисунок «Крестьянская девушка» (1909) Филиппа МАЛЯВИНА. Русский художник, член объединения «Мир искусства», работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма. Он известен как автор Лениниады, созданной в таком же ключе, писал с натуры Луначарского и Троцкого. 

Вызывает интерес и личность Анатолия (Анри) ДЮБУА – автора двух представленных пейзажей. Будучи членом первого коалиционного Временного Правительства в Петрограде, он находился в Омске во время крестьянских восстаний. А в 1920-е годы, уже эмигрировав в Париж, стал заниматься живописью. 

Конечно, значительную часть выставки составляют работы омских авторов: живописца старшего поколения Петра МУХИНА, чьи фронтовые рисунки посетители увидят впервые, художников-шестидесятников Владимира БЕЛОВА, Владимира БИЧЕВОГО, Александра КРАСНОПЕРОВА, Валентина КУКУЙЦЕВА, современных художников – Игоря САНИНА, Георгия КИЧИГИНА, Дамира МУРАТОВА и других. 

Кстати, полотно Георгия КИЧИГИНА «Стикс. Последний путь» (1991), наверное, тоже мало кому знакомо. Коллекционеру оно досталось в плачевном состоянии: холст долгое время хранился свернутым, причем свернутым неправильно. И когда ГЛУЩЕНКО обратился к автору с просьбой поправить произведение, Георгий Петрович удивился, увидев свою работу, поскольку уже сам забыл о ней. 

– Подобные выставки для музея очень важны, – говорит куратор Людмила БОГОМОЛОВА. – Они полезны в научном плане. Сейчас, когда мы готовили экспозицию, наша сотрудница посмотрела на рисунок МАЛЯВИНА и сказала: «Так в нашей коллекции тоже есть такая работа!» То есть тот же типаж, та же девочка, но у нас работа недатированная, а здесь датированная. Благодаря коллекционерам мы открываем для себя новые имена, неизвестные работы, берем это все на заметку. Ну, где бы мы еще увидели ранние, чудом сохранившиеся этюды Евгения КУПРИЯНОВА, рисунки Петра МУХИНА?! Или для меня, например, абсолютным открытием стали братья ПОЗИНЫ. Это ленинградский андеграунд. Сейчас они живут в Берлине и слывут лучшими реставраторами и копиистами живописи старых мастеров. Сам Папа Римский делал им заказы. 

На выставке представлены две работы Михаила ПОЗИНА – «Скрипач» и «Портрет Айзека» (1974), немного мрачноватые, приближенные к готике, но очень эмоциональные. В планах Константина ГЛУЩЕНКО – сделать большую персональную выставку Михаила ПОЗИНА в мультимедийном парке «Россия – моя история». На этой площадке он уже неоднократно знакомил омичей с незаурядными авторами: самобытным, не имеющим профессионального образования художником Александром СУХАНОВЫМ из уральского села Сатка; советским кинохудожником Владимиром МУШНИКОВЫМ, чью утраченную биографию пришлось восстанавливать по крупицам; талантливым московским живописцем Марком СМИРНОВЫМ, продолжающим лучшие традиции русского изобразительного искусства. Их работы есть и на сегодняшней выставке. 

Константин ГЛУЩЕНКО не просто собирает работы – он их изучает, популяризирует и видит своей целью сохранение творческого наследия талантливых художников. То есть его деятельность чем-то сродни музейной. Поэтому первая выставка в музейных стенах по-своему символична. 

– Проведение выставки в замечательном музее федерального значения дорогого стоит, – говорит Константин ГЛУЩЕНКО. – И вдвойне для меня приятно и значимо, что это совпало со 100-летием музея, которое мы скоро будем отмечать, и с моим собственным 60-летием. Можно отпраздновать юбилей в ресторане с друзьями, но это я успею всегда. А открыть определенный этап своей жизни, показать, чего ты смог достичь, показать людям работы прекрасных художников – это неоценимо. 

Выставка работает в двух залах Врубелевского корпуса музея. Ее можно увидеть до 6 августа. 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
о.обыватель 20 августа 2023 в 23:59:
Музей продлил работу выставки до 6 октября
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

Как в Омске в разные времена встречали Новый год

Омский краевед Владимир ПАНАСЕНКОВ рассказал об истории праздничной ёлки в Российской империи и в СССР

26 декабря 15:03
0
212

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.