Пьеса Ксении Драгунской оказалась подходящим материалом для создания семейного спектакля.
Первой премьерой нового сезона в Камерном драматическом театре им. В.С. Решетникова стал спектакль «Вверхтормашками» (6+) по одноименной пьесе-сказке Ксении Драгунской, созданной, кстати, тридцать лет назад. В театре название написали в одно слово, окончательно поправ все законы здравого смысла.

Жанр спектакля обозначен его постановщиком Евгением ТРУБКИНЫМ как балаган. И это действительно разудалое действо, помещенное в пестрые декорации (художник-постановщик Алексей ОСИПОВ, художники-декораторы Ольга ДАГАЕВА, Татьяна ИГНАТЬЕВА, Арина ГРИГОРЬЕВА). Но спектакль также можно назвать и детским театром абсурда, поскольку налицо главные инструменты такого театра – метафора и нелепость.

Тут ходят в кружок выжигания по теннису, варят суп, мелко нарезав килограмм воды, лейкой с длинным носиком почти одновременно поливают дерево, разливают чай, смазывают велосипед. Крыши уезжают в неизвестном направлении вместе с потолком, а слова, брошенные на ветер, застревают бумажным мусором в ветках. Постоянно идет игра слов и смыслов, безумие каких-то действий, причем на что-то живее реагируют дети, на что-то – взрослые. Постановка как нельзя лучше подходит для семейного просмотра, она учит зрителей разных поколений понимать друг друга.

Главная героиня спектакля Лиза (Евгения СУРОВАЯ) – девочка неопределенного возраста, условный ребенок. Она постоянно третирует свою бабушку Светлану Маргаритовну (Юлия САПФИРОВА). Претензий много: то заплела ей туго косу, то испекла не тот пирог, то выглядит немодно: вон Нинкина бабушка в джинсах ходит, а у Дашкиной – волосы фиолетовые. В конце концов Светлана Маргаритовна сбегает от несносной внучки, решает стать отъявленной хулиганкой и собирает отряд вольных бабушек. Вместе с другими «замученными бабульками», которых зовут столь же экзотически (например, Джульетта Винегретовна или Надежда Первомаевна), она совершает дерзкий налет на хозяйственный магазин, после чего отряд улетает на захваченных метлах, швабрах и пылесосе. Об этом даже сообщается в важных новостях.

Пьеса содержит стихи для песен каждого персонажа. В театре сейчас не пошли по пути мюзикла, и это хорошо. Зато бунтарская песня бабушки (композитор Сергей ШИЧКИН) получилась очень ярким музыкальным номером и напомнила любимые детские фильмы.

Интересная придумка – парики из клубков разноцветной пряжи, которые и гротескны, и символичны. Аккуратно уложенные у Светланы Маргаритовны, они напоминают о домашнем уюте, о классической бабушкиной прическе. У Лизы это беспорядок на голове, а никак не находящий свое место клубок – та самая косичка, которая кажется ей то тугой, то кривой.

Другие персонажи спектакля: обаятельный Разбойник, разъезжающий на трехколесном велосипеде (Джамиль ДЖАМИЛОВ), Капризная Красавица с огромными бантами (Дарья ВИШНЯГОВА), Старое дерево (Артем ХАЙЛОВ), любящее философствовать, каламбурить, но при этом дающее дельные советы. И если Дерево – абсолютно сказочный персонаж, то Разбойник и Красавица – это, в общем-то, типажи детского общества. В какой школе или детсаду не было таких! Однако актеры не играют детей, они просто играют. Словно компания, которая собралась покуролесить и делает это от души. Невозможно выделить кого-то одного, налицо крепкая актерская слаженность и безусловный контакт со зрительным залом. Зрительская вовлеченность необходима, если есть она – есть спектакль.

Чтобы расколдовать случайно превратившихся в бабочек бабушек, нужно собрать детские слезы, визги и вопли, и это, по сути, зов покинутых ими внуков. Несмотря на какие-то разногласия, те и другие очень нужны друг другу. Этот вывод делается в спектакле неназойливо, за что отдельное спасибо его создателям.
Фото © Елизавета МЕДВЕДЕВА



