Пока что ситуация на стороне продавцов, а не потребителей.
24 сентября в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Кризис авторынка: в России кончаются новые автомобили».
Российский авторынок серьёзно штормит после пандемии. По заявлению экспертов, с августа 2021 года по сегодняшний день продажи новых машин в стране рухнули практически по всем брендам, и причина не в снижении спроса, а в отсутствии товарных моделей у дилеров. Чтобы совершить покупку, нужно вставать в очередь. Но это не единственная проблема: многие покупатели жалуются, что за наличные машины просто не продают. Автодилеры вынуждают покупателя брать автокредиты, поэтому в 2021 году рынок автокредитов в России бьёт все рекорды.
Управляющий директор бренда BMW ГК «АВТОDOM» Сергей ПЛЕТНЁВ предложил излишне не драматизировать:
– Рынок абсолютно живой, абсолютно нормальный. Действительно, если сравнивать с предыдущими периодами, ассортимент сузился, сроки поставок некоторых моделей увеличились, но я бы не стал говорить, что купить автомобиль сейчас невозможно. Да, нельзя сделать как год назад – просто прийти в салон и сразу купить, нужно немножко подождать. Сложности из-за отсутствия комплектующих, сокращения производства некоторых моделей. Покупателям бы хотелось, чтобы рынок наводнили автомобили, как это было до введения ограничительных мер, а у нас ощущение лёгкого дефицита помогает продавцам правильно и вовремя реализовать свой товар. С одной стороны, рынок однозначно мог бы продать больше автомобилей, но с другой, он быстрее бы наполнился, покупательская способность исчезла. Это палка о двух концах.
Основатель проекта «Автомаркетолог», экс-президент ассоциации дилеров РОАД Олег МОСЕЕВ заявил, что ситуация на российском авторынке не уникальна: дефицит принял мировой характер – по оценкам экспертов, в этом году будет недопроизведено от 7 до 10 млн машин. Поэтому скачок цен закономерен. Ранее потребителей заманивали суперскидками, а игра не может вестись в одни ворота, – подчеркнул спикер. С 2013-го по 2020-й год дилеры находились под «жутким давлением экономических процессов, работая за копейки, либо вообще в убыток»:
– Конечно, для потребителя цены выросли значительно больше, чем на заявленные 10%, потому что раньше была скидка, а сейчас появилась наценка. Насколько я вижу, реальная цена сделки выросла за год на 20–40%. Секрет Полишинеля – дилер получает вознаграждение от финансовых институтов за продажу машин в кредит, поэтому и возник рост автокредитов. Рынок сейчас находится на стороне продавца и в равновесное состояние войдёт не раньше осени следующего года.
Фото © НСН