Все рубрики
В Омске пятница, 5 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,9708    € 89,9011

В театре «Арлекин» поставили спектакль о том, как важно смотреть и видеть

5 ноября 2025 13:34
4
955

Он обращен прежде всего к слишком занятым родителям. 

В репертуаре Омского театра куклы, актера, маски «Арлекин» появился спектакль «Бегемот-невидимка» (6+) по пьесе Марии ЗЕЛИНСКОЙ. Его поставил режиссер Никита ПЕТРИЩЕВ, для которого это уже третья работа на сцене «Арлекина», а выбирали матриал сами зрители. 

В предыдущем сезоне театр запустил интересный и необычный семейный проект «Если бы я был… художником». В рамках его прошли читки пьес современных драматургов. Дети иллюстрировали их, перенося на бумагу свои впечатления и эмоции, рисовали эскизы для будущих постановок так, если бы и впрямь были театральными художниками. По условиям проекта, пьеса, которая окажется наиболее интересной для детей и взрослых, должна была стать спектаклем. В итоге из четырех прочитанных родители и дети дружно выбрали пьесу ЗЕЛИНСКОЙ. Видимо, тема дефицита родительского времени, которое важно и нужно проводить со своим ребенком, актуальна сегодня для многих семей. Я бы сказала, что здесь даже речь о дефиците общения в принципе. 

У героя спектакля мальчика Гоши (Алексей АМПИЛОВ) день рождения. Мама (Наталья ВОЙДАК) дарит ему подарок. Нет, это не велосипед, не самокат и тем более не собака, а духовая труба, на которой она сама мечтала научиться играть в детстве. Как часто свои нереализованные желания мы переносим на детей, считая, что они хотят того же самого и будут счастливы! 

В квартире то и дело звонит телефон, по которому Мама разговаривает с невидимым начальником, обещая все успеть. Она постоянно что-то печатает или пишет. Даже, приехав с сыном в зоопарк, открывает папку с текстом, в который нужно внести правки. Гоше приходится знакомиться с обитателями самостоятельно. Он и знакомится… с Бегемотом. 

Бегемоту (заслуженный артист России Эдуард ПАВЛИНЦЕВ) тоже грустно и одиноко, поскольку «все по своим вольерам». Из его бассейна выкачали воду, так как скоро будут переводить животных в зимние помещения. И Гоша приглашает Бегемота домой: там можно наполнить ванну, а в холодильнике всегда найдется что-нибудь вкусненькое. «Меня же твоя мама увидит», – поначалу сомневается Бегемот. «Не увидит. Смотреть и видеть – это две большие разницы», – отвечает Гоша. Взрослые вообще часто делают вид, что смотрят или слушают, а сами занимаются своими делами. 

С Бегемотом Гоша может то, что не получается у него с Мамой или девочкой Лушей в детском саду: поговорить по душам, поиграть в машинки и кубики. Бегемот поет ему колыбельную на ночь, рискуя разбудить весь дом. А мама ходит рядом, уткнувшись в свои бумаги, смотрит мимо и сквозь. 

«Ей приходится много работать, чтобы у нас все было», – оправдывает Маму Гоша. И понимаешь, как не по-детски он мыслит в свои пять лет. Особенно, когда говорит: «Я мечтаю о том, чтобы все люди смотрели и видели, и никому бы не было одиноко». 

Гоша у Алексея АМПИЛОВА – вынужденно повзрослевший маленький философ, а его ироничный друг – носитель нехитрой житейской мудрости, которой он поделится с Гошиной мамой, когда та наконец прозреет в отношении присутствия в квартире «пятитонного зверюги». И, кстати, это тоже тема, может быть, не столь явная: те, кого люди держат в клетках, полагая, что они во многом уступают им, на самом деле так же думают, так же чувствуют, а иногда в своем природном естестве могут оказаться умнее людей. 

Спектакль рассказывает о важных и серьезных вещах, но делает это ярким, веселым, динамичным языком комикса. За основу визуального решения художник-постановщик Александра БЕЛОУСОВА (Москва) взяла детские рисунки. В постановке используются плоские и планшетные куклы, приемы теневого театра, живой план. Бегемот воплощается еще и в большой ростовой кукле, что физически, наверное, самое сложное для исполнителя роли. 

Немного удивляет, что героиня спектакля общается не по мобильному, а по стационарному телефону, и вместо компьютера у нее – пишущая машинка. Сегодняшние дети уже вряд ли даже видели эти предметы. С другой стороны взрослые словно возвращаются в собственное детство, прошедшее до эпохи гаджетов. 

В финале персонажи (или уже актеры?) выходят с зажигательным музыкальным номером, будто самая настоящая рок-группа. Они настолько находятся в тот момент на одной волне, что это можно воспринимать как символ единения и взаимопонимания, так необходимого всем. 

Фото © Никита КУДРЯВЦЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Зрителю 19 ноября 2025 в 21:34:
Про «Пятый» не знаю, не хожу. И не понимаю, честно, вашей логики: зачем сваливать всё в одну кучу? Чем «Арлекин» виноват за «Пятый»? Это два абсолютно разных театра, абсолютно разных спектакля (кстати, вы не назвали, что за спектакль у «Пятого»). И еще вы, похоже, абсолютно не слышите, что вам говорят. Это спектакль для семейного просмотра, да, и дети предполагаются с 6 лет, ну, как и главный герой. И там как раз очень тактично и по-доброму показана проблема, которая, к сожалению, очень нередка у современных людей. И это сделано так, чтобы дети и родители смогли потом о ней поговорить и друг друга понять. Ну а для детей еще и яркое действие-игра. И все заканчивается хорошо, как и положено в детском спектакле. А у вас какая-то странная озлобленность, негативное восприятие и предвзятость. Вас-то чем это так задело? Вы нерадивый родитель или та самая Жаба Борисовна, что узнали себя и вас это так бесит?))))
Зритель 18 ноября 2025 в 12:37:
Веселятся? «Пятый театр», делая из учительницы Жабу Борисовну, тоже веселит. Только по-определенному.Спектакль «Арлекина» для семейного просмотра? Ну, еще можно сказать, что он для работодателей. Они же создают своими заданиями проблемы, мешающие маме общаться с ребенком. Или для депутатов Государственной думы. Почему одинокая мама вынуждена без остановки работать, чтобы у ребенка все было? Но театр предлагает всем спектакль для детей от 6 лет. Так на сайте театра.
Зрителю 17 ноября 2025 в 21:52:
Никто не фокусирует здесь внимание ребенка на недостатках родителей. Да и нехватка времени — это не недостаток, это современная проблема. И о ней говорят больше со взрослыми, они ведь приходят в театр с детьми. А дети просто веселятся в этой яркой игре. Не думаю, что они осуждают родителей, даже если узнают свою маму в героине. Напротив, они, может быть, даже смогут понять ее и посочувствовать, как это делает Гоша. Это семейный спектакль, он как раз для того, чтобы дети и взрослые понимали проблемы друг друга.
Зритель 13 ноября 2025 в 09:19:
Откуда взялась эта мода фокусировать внимание ребенка на недостатках взрослых — родителей и учителей. Учителя в спектаклях омских театрах давно отвратные фигуры. Так прямо и показывают Жабу Борисовну. Теперь и очередь и до родителей дошла. Других современных историй нет? Чтобы ребенок задумался прежде всего о своем поведении и отношении к окружающим. Это вообще кто-то отслеживает?
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.