Он обращен прежде всего к слишком занятым родителям.
В репертуаре Омского театра куклы, актера, маски «Арлекин» появился спектакль «Бегемот-невидимка» (6+) по пьесе Марии ЗЕЛИНСКОЙ. Его поставил режиссер Никита ПЕТРИЩЕВ, для которого это уже третья работа на сцене «Арлекина», а выбирали матриал сами зрители.

В предыдущем сезоне театр запустил интересный и необычный семейный проект «Если бы я был… художником». В рамках его прошли читки пьес современных драматургов. Дети иллюстрировали их, перенося на бумагу свои впечатления и эмоции, рисовали эскизы для будущих постановок так, если бы и впрямь были театральными художниками. По условиям проекта, пьеса, которая окажется наиболее интересной для детей и взрослых, должна была стать спектаклем. В итоге из четырех прочитанных родители и дети дружно выбрали пьесу ЗЕЛИНСКОЙ. Видимо, тема дефицита родительского времени, которое важно и нужно проводить со своим ребенком, актуальна сегодня для многих семей. Я бы сказала, что здесь даже речь о дефиците общения в принципе.

У героя спектакля мальчика Гоши (Алексей АМПИЛОВ) день рождения. Мама (Наталья ВОЙДАК) дарит ему подарок. Нет, это не велосипед, не самокат и тем более не собака, а духовая труба, на которой она сама мечтала научиться играть в детстве. Как часто свои нереализованные желания мы переносим на детей, считая, что они хотят того же самого и будут счастливы!

В квартире то и дело звонит телефон, по которому Мама разговаривает с невидимым начальником, обещая все успеть. Она постоянно что-то печатает или пишет. Даже, приехав с сыном в зоопарк, открывает папку с текстом, в который нужно внести правки. Гоше приходится знакомиться с обитателями самостоятельно. Он и знакомится… с Бегемотом.

Бегемоту (заслуженный артист России Эдуард ПАВЛИНЦЕВ) тоже грустно и одиноко, поскольку «все по своим вольерам». Из его бассейна выкачали воду, так как скоро будут переводить животных в зимние помещения. И Гоша приглашает Бегемота домой: там можно наполнить ванну, а в холодильнике всегда найдется что-нибудь вкусненькое. «Меня же твоя мама увидит», – поначалу сомневается Бегемот. «Не увидит. Смотреть и видеть – это две большие разницы», – отвечает Гоша. Взрослые вообще часто делают вид, что смотрят или слушают, а сами занимаются своими делами.

С Бегемотом Гоша может то, что не получается у него с Мамой или девочкой Лушей в детском саду: поговорить по душам, поиграть в машинки и кубики. Бегемот поет ему колыбельную на ночь, рискуя разбудить весь дом. А мама ходит рядом, уткнувшись в свои бумаги, смотрит мимо и сквозь.

«Ей приходится много работать, чтобы у нас все было», – оправдывает Маму Гоша. И понимаешь, как не по-детски он мыслит в свои пять лет. Особенно, когда говорит: «Я мечтаю о том, чтобы все люди смотрели и видели, и никому бы не было одиноко».

Гоша у Алексея АМПИЛОВА – вынужденно повзрослевший маленький философ, а его ироничный друг – носитель нехитрой житейской мудрости, которой он поделится с Гошиной мамой, когда та наконец прозреет в отношении присутствия в квартире «пятитонного зверюги». И, кстати, это тоже тема, может быть, не столь явная: те, кого люди держат в клетках, полагая, что они во многом уступают им, на самом деле так же думают, так же чувствуют, а иногда в своем природном естестве могут оказаться умнее людей.

Спектакль рассказывает о важных и серьезных вещах, но делает это ярким, веселым, динамичным языком комикса. За основу визуального решения художник-постановщик Александра БЕЛОУСОВА (Москва) взяла детские рисунки. В постановке используются плоские и планшетные куклы, приемы теневого театра, живой план. Бегемот воплощается еще и в большой ростовой кукле, что физически, наверное, самое сложное для исполнителя роли.

Немного удивляет, что героиня спектакля общается не по мобильному, а по стационарному телефону, и вместо компьютера у нее – пишущая машинка. Сегодняшние дети уже вряд ли даже видели эти предметы. С другой стороны взрослые словно возвращаются в собственное детство, прошедшее до эпохи гаджетов.

В финале персонажи (или уже актеры?) выходят с зажигательным музыкальным номером, будто самая настоящая рок-группа. Они настолько находятся в тот момент на одной волне, что это можно воспринимать как символ единения и взаимопонимания, так необходимого всем.
Фото © Никита КУДРЯВЦЕВ






