Закон о креативных индустриях в России только начал действовать, а у экспертов уже есть предложения по его исправлению.
В апреле прошло заседание Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, посвященное новому федеральному закону о развитии креативных индустрий.
Руслан МАЛЬКОВ, заместитель председателя Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ (на фото вверху): «Креативный сектор России в 2024 году сгенерировал 14,5 трлн рублей, и это лишь часть рынка, которую эксперты смогли посчитать»:
— Согласно исследованию ЮНЕСКО, мировой экспорт креативных услуг в 2024 году оценен в 1,4 трлн долларов, за период 2017–2022 гг. он вырос на 29%. Доля креативных индустрий в мировом ВВП составляла 3,1%, в них заняты 2,6–10,3% населения. Цифры впечатляющие. Уверен, креативные индустрии – а к ним относятся музыка и кинематограф, архитектура и дизайн, медиа и пиар, книгоиздательство и мода, видеоигры и программное обеспечение, ювелирное и ресторанное дело, индустрии развлечений и туризма – могут генерировать еще больше прибыли и задействовать больше людей.
По данным Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, креативный сектор России в 2024 году представлял 10% национальной экономики (0,7 млн организаций и индивидуальных предпринимателей), сгенерировал 3,5% валового внутреннего продукта (5,4 трлн рублей валовой добавленной стоимости) и 3,7% выручки (14,5 трлн рублей), доля занятых – 6,2% (4,6 млн человек). Масштаб поражает: это лишь часть рынка, которую эксперты смогли посчитать.
Елена БОРОВИКОВА, профессор кафедры антикризисного регулирования и управления рисками ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ: «Закон о креативных индустриях никак не коррелирует с законом об особых экономических зонах и законом о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве»:
— Федеральный закон о креативных индустриях № 330 вступил в силу 5 февраля 2025 года. Аспекты развития законодательства затрагивают определение полномочий органов местного самоуправления в сфере креативных индустрий и их участие в финансировании, налогообложение субъектов креативных индустрий и территориальную организацию их деятельности.
Что касается первого аспекта, в федеральном законе закреплены полномочия только федеральных и региональных органов власти, а муниципальные даже не поименованы. А ведь творческие инициативы, творческие коллективы создаются на локальном уровне. Именно «близкая» власть могла бы способствовать развитию креативных индустрий, помогать их финансировать, решать административные вопросы. Мы считаем целесообразным наделить органы местного самоуправления полномочиями передачи имущества субъектам креативных индустрий, возможностью участвовать в формировании инфраструктуры, оказывать консультационную, организационную помощь.
Много статей в федеральном законе посвящено финансовой поддержке креативных индустрий, но опять же в них отсутствуют муниципальные органы власти – есть только Федерация и ее субъекты. Мы считает это недостаточным. Именно органы местного самоуправления, разрабатывающие и реализующие культурные программы, могли бы служить опорой и поддержкой креативных индустрий.
Также, на наш взгляд, необходимо закрепить право субъектов креативных индустрий – самозанятых, индивидуальных предпринимателей, предприятий микробизнеса – выбирать упрощенную или патентную систему налогообложения. Для этого субъектам РФ придется дополнить соответствующий перечень видов деятельности, но это будет несложно, поскольку на регионы и так возложена обязанность вести реестр субъектов креативных индустрий.
Мы выступаем за освобождение от уплаты торгового сбора тех субъектов креативных индустрий, которые использует упрощенную или патентную систему налогообложения и работают первые три года на рынке.
Пока что закон о креативных индустриях никак не коррелирует с законом об особых экономических зонах и законом о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве. При этом в законе об особых экономических зонах употребляется терминология: «креативный кластер», «реестр субъектов креативных индустрий», «инфраструктура поддержки креативных индустрий».
Однако там нет упоминания о возможности субъектов креативных индустрий становиться резидентами особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Считаем, что это нужно исправить. Также предлагаем предусмотреть в тексте закона возможность для субъекта креативной индустрии заключать в качестве частной стороны соглашение о партнерстве с государственным или муниципальным органом власти.
На наш взгляд, эти меры послужат основой для развития креативных индустрий и позволят несистематизированному на текущий момент законодательству заработать комплексно.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 апреля 2025 года.
Фото © стоп-кадры телетрансляции заседания Совета ТПП РФ