Тем не менее, это первое в российской следственной практике дело, по которому судили должностное лицо, находившееся в момент авиакатастрофы на земле – экс-менеджера авиакомпании "Як Сервис" Вадима ТИМОФЕЕВА
23 сентября судья Ярославского районного суда вынес решение по уголовному делу об авиакатастрофе, в которой погибли игроки хоккейного клуба "Локомотив". Оно стало первым в российской следственной практике, когда перед судом предстало должностное лицо, находившееся в момент катастрофы на земле. Приговором суда Вадиму ТИМОФЕЕВУ, одному из бывших руководителей авиакомпании "Як Сервис", эксплуатировавшей погибший самолет, назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. В соответствии с постановлением Государственной Думы РФ "Об объявлении амнистии в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов", ТИМОФЕЕВ освобожден судом от наказания.
Напомним, 7 сентября 2011 года в Ярославле на взлете потерпел катастрофу Як-42, который перевозил хоккеистов ярославского "Локомотива" в Минск на матч регулярного чемпионата КХЛ с местным "Динамо". На месте крушения сразу погибли 44 человека – практически вся команда и их тренеры. В числе погибших был и вратарь Александр ВЬЮХИН, который девять лет своей карьеры провел в омском "Авангарде". Выжить удалось только бортмеханику Александру СИЗОВУ.
Как ранее сообщал KVnews, приговор начали зачитывать в понедельник, 21 сентября. Вадим ТИМОФЕЕВ, единственный подсудимый по делу — один из бывших руководителей авиакомпании "Як Сервис", эксплуатировавшей самолет. Его обвинили по ч.3 ст.263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц".
Гособвинение требовало для подсудимого наказание в виде шести лет в колонии-поселении. А потерпевшие по делу родственники погибших настаивали на условном наказании. В последнем слове ТИМОФЕЕВ заявил, что предпочел бы погибнуть вместе с экипажем, чем стать подсудимым, но вины не признал.
Сегодня, 23 сентября, представитель СК РФ Владимир МАПКИН официально рассказал подробности расследования (орфография сообщения сохранена):
"Следствием и судом установлено, что ТИМОФЕЕВ, являясь в силу выполняемой работы и занимаемой должности лицом, обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов. Кроме того, именно ТИМОФЕЕВ обладал правом допуска экипажей к полетам и правом отстранения в случае их ненадлежащей квалификации. Для объективной оценки всего случившегося следствию понадобилось 3 года, в течение которого было проведено большое количество экспертиз, проанализированы тысячи страниц различных документов, допрошено несколько сотен свидетелей. Результатом всего этого стало не только твердое утверждение в том, что причиной авиакатастрофы стали именно ошибки пилотов, но и то, что стояло за этими ошибками и послужило причиной их совершения. Следователи установили причинно-следственную связь между ошибками экипажа при эксплуатации судна и подготовкой этого экипажа, за которую отвечал именно Тимофеев. Именно он закрывал глаза на то, что члены экипажа ЯК-42 пропускали занятия по практической подготовке, на которых и отрабатывались в том числе нештатные ситуации. ТИМОФЕЕВ и до этой катастрофы допускал к полетам того же пилота, и ранее совершавшего ошибки при эксплуатации самолета, которые до поры до времени не становились трагическими. Именно ТИМОФЕЕВ должен был анализировать ошибки и делать определенные выводы – либо отстранять пилота, либо работать над ошибками. Ничего этого сделано не было и, допустив экипаж к полету 7 сентября 2011 года, по всей видимости, он так же, как и всегда, надеялся на авось.
Но ведь авиация – это не та сфера нашей жизни, где на это можно постоянно надеяться и рано или поздно не поплатиться за это. Именно отсутствие должной практики пилотирования подобного типа самолетов, растерянность и несогласованность действий экипажа, которые, кстати, тоже при должной подготовке не могли бы возникнуть, привели к тому, что нештатная ситуация оказалась трагической не только для самого экипажа, но и для всех пассажиров этого самолета. Ну а если говорить вообще о первопричинах частых происшествий в нашей гражданской авиации, то, конечно же, необходимо говорить о несовершенстве нашего законодательства. Сегодня контрольно-надзорные полномочия соответствующих органов фактически отодвинуты на обочину, что не позволяет им эффективно проводить профилактическую работу в гражданской авиации. Нет и четких критериев оценки работы авиакомпаний. Ведь тот же "ЯК-СЕРВИС" проверялся за 3 месяца до катастрофы, и с формальной точки зрения не к чему было придраться. Все это говорит о том, что в настоящее время назрела необходимость совершенствования законодательства в этой сфере. И вот это уголовное дело, кстати, первое в российской следственной практике, когда перед судом предстало должностное лицо, находившееся в момент катастрофы на земле, полностью подтверждает этот вывод".
Фото © ТАСС, Владимир СМИРНОВ