В омском драматическом «Пятом театре» состоялась долгожданная премьера мюзикла «Джейн Эйр. На краю бездны».
Долгожданным спектакль был для многих. Для композитора из Уфы Ильдара САКАЕВА, который начал работу над мюзиклом еще в 2008 году, а его продвижением занялся в 2014-м. Для режиссера Максима КАЛЬСИНА, пытавшегося поставить спектакль в разных театрах, но всякий раз что-то не срасталось. Для актеров, которые готовились больше года. В конце концов, для зрителей, с нетерпением ожидавших увидеть на местной драматической сцене что-то вроде «Нотр-Дама». Конечно, ожидания оправдались не на сто процентов, но на девяносто – точно.
Ильдар САКАЕВ – известный в своем городе композитор-песенник, звукорежиссер местного телевидения. Он сам пишет и музыку, и стихи. Однажды, по его признанию, он решил перейти к большой форме. Поначалу буквально «замахнулся на Шекспира», хотел написать мюзикл «Отелло», но потом решил взять произведение, более близкое зрительским сердцам – знаменитый английский роман XIX века «Джейн Эйр». Пожалуй, один из первых «женских» романов.
«Джейн Эйр. На краю бездны» – это 27 вокальных и около 10 хореографических номеров, «разбавленных» разговорными сценами. Больше года актеры занимались вокалом под руководством хормейстера Виктории ИНОЗЕМЦЕВОЙ и осваивали пластику с балетмейстером Ириной ГОРЭ. Сегодня их голоса звучат практически безупречно. На премьере некоторые артисты даже больше сбивались в разговорном тексте, что, конечно, можно объяснить невероятным волнением.
Роман Шарлотты Бронте рассказывает о бедной сироте, которая была постоянно третирована в семье своей тетки миссис Рид, после отправлена с глаз долой в Ловудский пансионат, где свирепствовал тиф. Однако, чудом выжив там, в дальнейшем она встретила много доброжелательных людей, обрела друзей, настоящую любовь. Обрела себя.
Вообще, светлого в этой истории гораздо больше, чем нуара. И это словно отражается в карамельно-кофейных, стилизованных под викторианскую эпоху, но не утяжеленных деталями костюмах (у актрис выполненных в технике, напоминающей пэчворк).
Тревога – это молчаливые фигуры в красном или черном и колючие ветки, стучащие в квадраты витражных окон.
Готический стиль прослеживается в центральном элементе декорации, в старинном бюро и книжном стеллаже на авансцене (художник Татьяна НОГИНОВА, Санкт-Петербург), в графических черно-белых рисунках, «оживающих» на видеопроекции (видеограф Дарья ЗДИТОВЕЦКАЯ, Санкт-Петербург). В целом декорации очень мобильны и позволяют быстро менять локации, а видеоряд – подчеркивать настроение героев. Как, собственно, и музыкальные номера: трогательная «Колыбельная», внезапно актуальная «Эпидемия», лирическое, на тонком нерве дрожащее «Предчувствие», отчаянное «Бежать!».
В спектакле сохранена повествовательная линия романа, которую ведет не только сама Джейн, но и Рассказчик (Сергей ХУДОБЕНКО), этакий менестрель в современных кедах, который смотрит на происходящее не то из дня сегодняшнего, не то вообще откуда-то извне.
Образы главных героев – Джейн Эйр и Эдварда Рочестера – тоже словно сошли со страниц книги. И если для Алены ФЕДОРОВОЙ это вполне в ее природе, то Вячеслав БОЛДЫРЕВ удивил своим брутально-лирическим героем.
Удивила и восхитила Мария ДОЛГАНЕВА в роли безумной жены Рочестера Берты, а также парижской танцовщицы Селины Варанс – призраков прошлого Эдварда. Роли строятся на чистой пластике, без единого слова.
Анастасия ЛУКИНА в роли миссис Фейрфакс – настоящая английская экономка, именно деревенская экономка, рядом с которой сразу возникает уютная атмосфера старинной усадьбы.
В драматическое действие легко вливаются комические арии и дуэты слуг (Джон – Василий КОНДРАШИН, Лия – Диана МОРОЗОВА, перманентно нетрезвая Грейс Пул – Елена ЛУКМАНОВА).
Очень органичны дети: Анна ДИМОВА (маленькая Джейн), Аглая ДУБРОВИНА (воспитанница Рочестера Адель Варанс), юные участницы «Проекта 313», сыгравшие девочек из пансионата.
Впрочем, в постановке два состава, и, наверное, кто-то увидит уже совсем другой спектакль. Но в нем наверняка тоже будет присутствовать общая эмоциональность и ощущение, что у каждого человека за спиной стоит ангел, который подхватит его на краю любой бездны.
Фото © Омский драматический «Пятый театр»