Все рубрики
В Омске четверг, 28 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5919    € 100,2704

Возродится ли у омичей народное искусство – плетение кружев?

11 мая 2023 09:05
3
2245

Порой мы восхищаемся связанной вещью и забываем о человеке, который потратил на ее изготовление сотни часов. 

В Центре краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина (ОГОНБП) состоялась лекция под названием «Русское плетеное кружево: история, традиция и современность». Лекцию провела мастер по кружевоплетению, преподаватель БОУ ДО «Детская школа искусств №14»  Омска Екатерина Николаевна ЦЫГАНОВА. На лекции омичи узнали о традиционном народном искусстве – плетении кружев. Чем отличалось кружевоплетение в России и Европе? Было ли развито это искусство в Омской области? Екатерина Николаевна рассказала о секретах мастерства рукодельниц, познакомила с коллекцией коклюшек из разных регионов России.

Работы мастера впечатляют. Прежде всего – большой кропотливый труд. Прослеживается также исследовательская и творческая работа. При создании образов Екатерина ЦЫГАНОВА уделяет большое внимание колористическому решению, стилизации, сочетанию различных техник, приемов плетеного кружева. Мастерица создает аксессуары, мини-панно, головные уборы и многое другое. 

Екатерина ЦЫГАНОВА начала свою лекцию с истории вязания кружев. Оказывается, кружевным делом занимались еще в древнем Египте. В Европе начали плести кружева на коклюшках в XV веке. 

Далее лектор рассказала о вязании кружев в европейском стиле. Свой рассказ она подтверждала показом вязаных кружев при помощи слайдов на экране: 

«Воротник «фреза» – рюш превращается круглый жесткий складной воротник малого размера. Однако он сковывал движение головы. Фрезы были признаками элегантности. Их крахмалили, синили. Вязанием занимались не только мастера, но и знатные вельможи. Например, французский король собственноручно кроил свои воротники. Большие слоеные воротники бытовали среди всех слоев населения. Из Испании они перекочевали во Францию, Англию, Нидерланды. Они просуществовали в Европе до XVII века».

Также Екатерина ЦЫГАНОВА показала слайды кружев, которые были выполнены мастерами в разных техниках:

«В России этим видом творчества начали заниматься позже. Историки считают, что император Петр I вместе с европейским костюмом привез в Россию и зарубежных мастеров, которые обучили кружевному делу русских ремесленников. В России кружево приобрело другой облик. Появились новые элементы плетения. Возникли первые мастерские». 

Так, в XVIII веке помещица Анна Степановна Протасова открыла под городом Мценском в Орловской губернии мануфактуру по производству кружев: 

«Протасова пригласила из Бельгии двух мастериц, которые обучали местных девушек кружевному вязанию. Спрос на изделия оказался востребованным. Особенно кружевное женское белье».

При царском дворе модницы с удовольствием украшали свои платья кружевами: 

«Большой поклонницей кружевного вязания была императрица Мария Федоровна».

Екатерина ЦЫГАНОВА показала несколько кружев. 

Косник, традиционное русское девичье головное украшение, представлял собой подвеску, закреплявшуюся с помощью шнуров на конце косы. Косник – деталь праздничного костюма девушки и обычно использовался в комплекте с венцом, повязкой или каким-либо другим парадным головным убором. Косники имели обычно формы кистей. Пластины прикреплялись к косам шнурами или лентами. 

Кружева имели свои характерные признаки исполнения. Как правило, названия давались им по месту их изготовления: астраханские, вятские, елецкие, рязанские балахнинские и другие: 

«Вот несколько элементов из русских орнаментов: мушка, паук, жучок, денежка, речка, ромб, квадрат, репей, калач, паутинка, звездочка, балалайка, бубенец. Изделия из кружев делятся на два вида: мерные и штучные. Мерные – непрерывная полоса. Продается они в свободном доступе. Цены зависят от размеров. При покупках измеряются в сантиметрах и метрах. Штучные изделия изготовляются на заказы или партиями».

Екатерина ЦЫГАНОВА отметила несколько особенностей истории вязания кружев в Омской области: 

«Попало вязание кружев в Омский регион вместе с переселенцами из европейской части России. На рубеже XIX–XX веков они приехали из Архангельской, Вологодской, Орловской, Рязанской и других губерний. Наибольшее влияние на омский костюм оказала мода Вологодской губернии. Особую популярность получили сарафаны. Вязание в советское время было широко развито. Особую популярность приобрела техника вязание крючком. Потом в вязании кружев стали применять вязальные станки. Это снизило темпы ручной работы. В настоящее время можно все чаще и чаще видеть на омских улицах молодежь в вязанной модной одежде ручной работы».

Инструментами для вязания служат коклюшки. Их изготавливают из дерева, пластмассы и других материалов. В старину их делали из костей животных. Екатерина Николаевна показала инструменты, которыми она пользуется для вязания. Также она продемонстрировала зрителям и свои работы. Одно из изделий красовалось у нее на голове. 

В заключение Екатерина ЦЫГАНОВА отметила: 

«У меня все работы образные.  Мне всегда хотелось, чтобы эстетика современной моды вливалась в технику коклюшечного кружева. При создании вещи стараюсь сделать ее такой, какую можно было бы носить сегодня».

Сотрудники библиотеки имени А.С. Пушкина подготовили тематическую книжную выставку. Мероприятие организовала кандидат философских наук Маргарита САВРУШЕВА, заведующая сектором истории библиотечного дела Центра краеведческой информации библиотеки имени А.С. Пушкина. 

Справка

Екатерина Николаевна ЦЫГАНОВА родилась в 1973 году в городе Орел. Получила высшее образование по специальности «Преподаватель специальных дисциплин, балетмейстер» в Орловском государственном институте культуры. На третьем курсе увлеклась кружевоплетением на коклюшках. Параллельно с основной учебой закончила отделение коклюшечного кружевоплетения в Институте эстетического образования при Орловском государственном университете. С 1998 года Екатерина Николаевна занимается преподаванием ремесла и творческой деятельностью. Она победитель международных конкурсов «Кубок России», «Фестиваль Абстракции», «Арт-сезоны», Второго областного фестиваля музеев «Грани творчества». Искусство мастерицы было отмечено призами Всероссийского конкурса мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка», Международного фестиваля искусств «Либеровская весна-21», Областной выставки-конкурса творческих работ преподавателей изобразительного искусства «Сокровенное». В 2022 году работы Екатерины Николаевны были представлены на Первой Областной выставке декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Художник. Образ. Мастерство».

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
киви 12 мая 2023 в 11:45:
Все может быть. Но любой предмет должен как-то практически использоваться, иначе это произведение искусства. Кружева могут войти в моду как отделка, но не в таких масштабах, как раньше. Раньше вышивками, подзорами украшали дом сплошняком. Все горизонтальные поверхности были заняты салфетками, все пододеяльники с прошвами, на юбки уходили метры кружев, даже на полотенцах вышивки. А сейчас разве что воротничок у отдельных романтичных особей.
рыбка Ванда 12 мая 2023 в 03:16:
Отнюдь, мода как раз циклична и может все
киви 11 мая 2023 в 13:42:
Не возродится. Мода на кружева прошла.
Показать все комментарии (3)

Ваш комментарий

Омск вновь подтвердил репутацию столицы сибирской пастели

В «Либеров-центре» открылись сразу две выставки художников-пастелистов и обновилась постоянная экспозиция

28 марта 18:30
0
272

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.