«Зная, в каком состоянии сейчас находится промышленность Омска, понимаешь, что без принятия каких-то серьезных мер на уровне высшего руководства государства, область имеет негативные перспективы», – Евгений КОРМЫШОВ.
Евгений КОРМЫШОВ, председатель совета директоров ООО «Межрегионфлот», управляющего в Омске АО «Иртышское пароходство» и ООО «Омский судоремонтно-судостроительный завод», высказался в интервью специализированному порталу «Корабел.ру» по поводу проекта перевозки омского зерна через Северный морской путь:
— Тема омского зерна интересна. Меня привлекали к оценке возможности её реализации. Погрузка, допустим, в Омской области, – проблема легко решаемая. Следующий этап – транспортировка баржами зерна до морских судов, расположенных, предположительно, в Сабетте. И параллельно строительство там зернохранилища. Заключительный узел проблем – перевозка зерна морскими судами по Севморпути в страны Юго-Восточной Азии. У многих эта тема вызывает скептическую улыбку, но я отношусь к ней вполне серьезно.
Рассмотрим процесс с конца. Морских судов, способных перевезти зерно из Сабетты в Юго-Восточную Азию достаточно. Условия на СМП сегодня мягче, чем несколько десятилетий назад. Ледокольный флот в России обновляется. Построить зернохранилище в Сабетте тоже не проблема. Логистическая проблема заключается лишь в том, что отсутствуют трюмные баржи для перевозки зерна из Омской области до места перевалки на морские суда. Баржи нужно строить, а это немаленькие капиталовложения. Перевести нужно много зерна, а глубины Иртыша незначительные, и баржи большой грузоподъемности эксплуатировать невозможно. Это единственная ключевая проблема, которая требует больших капиталовложений.
Почему я смотрю на всё это с оптимизмом? Нужно иметь представление об Омской области. В советское время это был крупный центр оборонной промышленности. Зная, в каком состоянии сейчас находится промышленность Омска, что происходит с рабочими местами, понимаешь, что без принятия каких-то серьезных мер на уровне высшего руководства государства, область имеет негативные перспективы. Но при этом Омский край — это черноземный регион. Там можно выращивать и отправлять на экспорт несколько миллионов тонн зерна. При этом, существующие транспортные схемы, которые связывают регион с морскими портами, перегружены. Вся железная дорога в восточном направлении занята вагонами с углем. Порты на западе тоже загружены.
И специалисты-экономисты, которые в Омской области работали над проектом, подсчитали, что себестоимость логистической цепочки до западных портов морских или восточных выше себестоимости транспортировки через Севморпуть. Единственное, потребуется политическая воля государства и выделение серьезных средств для строительства барж, способных перевезти зерно в необходимых количествах до Сабетты. Возможно, реализация такой схемы перевалки зерна откроет возможность входного потока в Западную Сибирь. То есть на Севморпуть будет отгружаться зерно, обратно пойдут товары производства Юго-Восточной Азии.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ.