Так считает омский скульптор Александр КАПРАЛОВ.
Накануне 8 Марта мастер сварной скульптуры удивил не на шутку, представив в Городском музее «Искусство Омска» свою персональную выставку «Natura incognita».
Женские образы изредка появлялись в творчестве КАПРАЛОВА. Но все же в его философских, остро социальных, библейских и притчевых сюжетах преобладали мужчины. Работа в технике черного сварного металла, кажется, и не предполагала иного. И вот сегодня творческим объектом скульптора стала женщина.
– На самом деле подобная выставка у меня уже была 35 лет назад, в институте, – открывает секрет Александр КАПРАЛОВ. – Там были работы в формате академического рисунка и тоже скульптура, только гипсовая.
Говорят, если художник не показывает работы с обнаженной женской натурой, он просто их скрывает. Все художники и скульпторы веками, так или иначе, обращаются к этой теме. Ответ на вопрос «почему?» содержится в названии нынешней выставки. Оно включает игру значений латинского слова natura: природа, характер, темперамент и, собственно, обнаженное тело. А так как природа женщины стихийна и переменчива, ее сложно ухватить, она всегда остается incognita – непознаваемой, и тем интересной.
Экспозиция, как и в далекие студенческие годы, состоит из рисунка и пластики. И если в графике автор реалистичен, то в скульптуре узнаваемо ироничен. Женские фигуры содержат у него много аллегорий (например, часто появляются яблоки, птицы), и в каждой есть «второе дно».
Банные зарисовки («Четверг», «Баня»). Казалось бы, традиционные «Девушка с шестом», «Танец с лентой», «Три грации». И вдруг – «Похищение быка». Что это? Да, аналогия с «Похищением Европы». Только наша героиня сама кого хочешь похитит.
Рассматривая композицию «Музе не повезло», тоже не сразу понимаешь смысл, он доходит постепенно. Ну да, Муза классная, шикарная, хоть и похожа на островную аборигенку, а художник на ее ладони – так себе. Маленький, плюгавенький, с раздутым эго. Но она его держит.
– У меня здесь нет таких острых, серьезных тем, я стараюсь уходить от чего-то грустного, – говорит КАПРАЛОВ. – Мне хочется, чтобы у каждой скульптуры человек улыбнулся.
Если на сварные работы у автора уходит несколько недель, то рисунок обычно рождается за час. Это принципиально для КАПРАЛОВА – он любит наброски, живые зарисовки. Многие из представленных были сделаны весной и летом прошлого года, в период карантина. Скульптурные работы, за исключением нескольких, тоже созданы в 2020 году. Всего их в экспозиции 23.
Героини выставки «Natura incognita» – сильные, независимые (недаром ведь железные!) женщины. Они наделены собственным характером, своенравны, ироничны, и все-таки, по мнению автора, вглядывающегося в женщину пристальным, не всегда целомудренным взглядом, бесконечно лиричны. Их красота не буквальна: внутреннее содержание, характер, натура делают ее проявленной.
Выставка будет работать до 4 апреля.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ