Все рубрики
В Омске пятница, 26 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,1314    € 98,7079

100 историй об Омске: №44 «Как площадь Карлушка стала площадью Серова»

15 февраля 2017 07:31
4
8852

Легендарное название городской площади

В наши дни место, которое на карте Омска долгие десятилетия официально обозначено как площадь Серова, мало напоминает площадь в классическом представлении. Между двумя параллельно идущими дорогами расположен небольшой, но уютный сквер, в котором зимой проходит главная елка Ленинского округа, а летом возле незамысловатого фонтана гуляют молодые мамы с колясками – жительницы близлежащих домов. Бойкой уличной торговли, наблюдавшейся здесь еще пару лет назад, уже нет, а вот движение на перекрестке проспекта Маркса и дороги из Привокзального поселка с каждым годом все более напряженное: автомобильный поток растет с каждым годом. Однако не всегда проспект Маркса был главной и единственной улицей, ведущей от железнодорожного вокзала к центральной части города.

Омский железнодорожный вокзал и сегодня находится достаточно далеко от центра, а в годы его строительства эта территория и вовсе была за городской чертой. Такое расположение «ворот в город» было обусловлено тем, что помимо строительства самой железной дороги необходимо было построить и всю железнодорожную инфраструктуру. Создать ее на пустом месте было, разумеется, проще, чем вписывать локомотивные и вагонные депо, мастерские, сортировочные станции в уже сложившуюся городскую сеть. А для удобства горожан в 1903 году была проложена отдельная городская железнодорожная ветка, которая на всем протяжении была огорожена деревянным забором от дороги с одной стороны, а с другой сходила на берег Иртыша. По проложенным рельсам ходили составы, груженные углем и дровами, промышленными и продовольственными товарами. Ходил и пассажирский состав, на котором люди ездили из центра на вокзал и наоборот (ветка заканчивалась на территории, где сейчас стоит знаменитый «золотой зуб» — жилой дом на Иртышской набережной, 10 корпус 1).

История омской городской железнодорожной ветки сохранила для нас забавную легенду. Изначально, для удобства приезжающих – уезжающих, пассажирский состав ходил без промежуточных остановок. Однако вскоре, по инициативе начальника станции Омск, расписание изменилось. Согласно легенде, сын начальника по имени Карл ездил в гимназию на пассажирском составе, и, чтобы добраться от дома до остановки, ему требовалось каждодневно преодолевать более километра, хотя дом начальника станции располагался всего в полусотне метров от ветки вокзала по ее северную сторону. Тогда заботливый папаша подал рапорт вышестоящему начальству о том, что жители пристанционных поселков нуждаются в том, чтобы городская железнодорожная ветка имела промежуточные площадки. Ответ из Управления железной дороги был дан положительный, и на территории, где как раз располагается современная площадь Серова, появился остановочный пункт. Каждое утро идущий в город поезд делал остановку, чтобы принять на борт гимназиста Карла, а вечером подобным же образом ученик доставлялся домой. Пассажиры так и говорили: «У Карлуши останавливаемся». Так, с подачи пассажиров и местных жителей, промежуточную остановку на городской ветке нарекли «Карлушкой», а вскоре название перенеслось на всю площадь вокруг станции. Вплоть до середины ХХ столетия старожилы называли это место «площадь Карлушка», хотя к тому времени она уже успела пережить несколько переименований.

До конца 1950-х годов ул. Маркса не имела технического выхода к вокзалу, поскольку упиралась в железнодорожный тоннель возле станции Карлушка, и главной улицей, ведущей к центру, была улица Серова. В годы, когда Ленинский округ не входил в состав Омска, а был отдельным городом, эта улица называлась Шпрингеровской (как и часть улицы современной Партизанской в Омске), а в 1920 – 1930-е годы поочередно улицей Рассохина и Куйбышева. В 1938 году улица и площадь получили имя «железного наркома» Николая Ежова, но носили его совсем недолго. В 1939 году, после опалы наркома, улица и площадь были названы в честь погибшего в этом же году летчика, мастера высшего пилотажа Анатолия Серова.

По меркам середины прошлого века улица была достаточно широкой, чистой и благоустроенной. Архитектурный ансамбль нынешней улицы Серова начал формироваться в 1930-е годы. Строительство двух- и трехэтажных кирпичных домов было прервано войной и с новым размахом продолжено в 1950-е годы. Массовое жилищное строительство почти не затронуло ул. Серова, и отдельные «хрущевки», расположившиеся в самом начале улицы, не смогли разрушить целостность ансамбля (похожий ансамбль был в те же годы сформирован на ул. Б. Хмельницкого).

Современный вид площадь Серова обрела еще позже. В конце 1950-х годов площадь оказалась ограниченной с восточной стороны врезанным до вокзала продолжением проспекта Маркса, по правую сторону которого в начале 1960-х были построены типовые жилые пятиэтажки. Еще в 1950-е годы на площади с северной стороны был возведен жилой дом по адресу: Маркса, 60 / Серова, 13. Дом по проекту архитектора Евгения Степанова, построенный при участии бригады знаменитого омского строителя Берко Цемента, отличался от соседей масштабом и нарядностью и стал одним из образцов стиля «сталинский классицизм», каких в Омске по большому счету немного. После того как в 1970-е годы на южной стороне площади Серова был построен Ленинский райисполком (ныне – администрация ЛАО), формирование нынешнего архитектурного ансамбля площади завершилось. О том, в честь кого названа площадь Серова, свидетельствует мемориальная доска. А вот материальных свидетельств жизни гимназиста Карлушки не сохранилось, но, несмотря на это, о нем многие помнят и сто лет спустя.

Сергей НАУМОВ

При поддержке и с использованием рисунков передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала  "Продвижение".

Первая публикация — в газете «Коммерческие вести» от 29 июня  2016 года. Если Вам есть чем дополнить или уточнить эту историю — пишите в комментариях.  Продолжение завтра



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Лариса 23 сентября 2023 в 20:09:
Про Карлушку я слышала от своей матери и бабушки, очень люблю читать про историю нашего любимого города,храню книжку об автора Юрасовой
Благовещенский Сергей 28 июня 2023 в 21:02:
Я родился и вырос по пр Маркса 48 а межды Серова и пр Маркса. Нас называли Серовскими. А еще когда не было кт Родина то с жд путей через наш двор паровоз таскал вагоны на мясокомбинат. И 2-3 раза в неделю если утром не успели закрыть форточки в квартире полно было дыма. Пишу и плачу как это было здорово!!!
musia1953@mail.ru 26 марта 2023 в 00:50:
Я помню у тоннеля была станция скорой помощи и называли Карлушка.А по Серова жила бабушка.
киви 15 февраля 2017 в 10:21:
Спасибо, хорошая статья. Улица Серова — очаровательный заповедник старой архитектуры. Машина времени. Даже лучше БХ, потому что до сих пор там только трамвай.
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.