Все рубрики
В Омске вторник, 7 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,4074    € 82,6346

100 историй об Омске: №84 «Кино и омичи»

27 марта 2017 07:26
1
2181

Актеры омских театров в отечественном кинематографе

Когда речь заходит о знаменитых киноартистах – уроженцах Омска, конечно, сразу же вспоминают Михаила Ульянова или Любовь Полищук, которые получили свой первый актерский опыт на омской сцене. В студии при Омском драмтеатре начинала свой творческий путь и Валентина Талызина, которая, проучившись два года в Омском сельскохозяйственном институте, поняла, что экономика – это не ее и, бросив омский вуз, поехала поступать в Москву в ГИТИС. Меньше людей вспомнят о том, что на сцене Омского драмтеатра в свое время блистали Спартак Мишулин и менее известный Владимир Раутбарт (профессор из «Операции «Ы»). Последний кстати, Омск никогда не забывал, будучи уже педагогом ГИТИСа, привозил своих студентов смотреть омские спектакли и сам выступал на всех значимых городских праздниках.

Но все эти знаменитости начали сниматься и прославились, уже уехав из Омска. А были ли в нашем городе артисты, «проснувшиеся знаменитыми», будучи омичами? И в этом качестве, опять-таки, ярко проявила себя семья Дворжецких. В 1969 году на «Мосфильме» в руки режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова попала фотография выпускника театральной студии Омского театра юного зрителя, артиста драмтеатра Владислава Дворжецкого. Столичные режиссеры были поражены харизмой и яркой внешностью неизвестного провинциального актера и вызвали его на кинопробы. В итоге 30-летний артист получил сложнейшую роль генерала Хлудова в фильме «Бег» по пьесе Булгакова. Дебют оказался столь успешным, что Владислав Дворжецкий переехал в Москву и за оставшиеся 10 лет своей недолгой жизни снялся еще в 18 фильмах, а его главные роли помнят до сих пор: «Возвращение «Святого Луки», «Земля Санникова», «Солярис», «Капитан Немо».

А вот характерный актер Омской драмы Николай Слесарев после своей единственной, но яркой эпизодической роли соседа Липатникова в культовом советском сериале «Место встречи изменить нельзя» вернулся в Омск, на сцену драмтеатра, которой отдал без малого сорок лет жизни.

В начале 1980-х годов омские актеры все чаще стали появляться на экране. Особая заслуга в этом принадлежит ленинградским кинематографистам. В 1981 году Виктор Аристов, работавший вторым режиссером на картине Алексея Германа-старшего «Мой друг Иван Лапшин» объездил почти все театры Сибири и Дальнего Востока в поисках «незамыленных» кинематографом актеров. В Омске он нашел Юрия Кузнецова, который решением худсовета и был утвержден на главную роль, но в итоге сыграл в фильме начальника милиции. После съемок на «Ленфильме» Кузнецов перебрался в Ленинград и сыграл еще множество ролей, в особенности милиционеров в многочисленных отечественных фильмах и сериалах. Опыт общения с сибирскими театральными актерами Виктор Аристов использовал, когда в 1985 году снимал свой полнометражный художественный фильм – военную драму «Порох», повествующую о первых днях блокады Ленинграда. В этом фильме свою единственную крупную роль профессора-химика Гедеванова сыграл легендарный омский актер Ножери Чонишвили. В главной же роли уполномоченного Никонова режиссер видел ведущего тогда актера Омской драмы Николая Чиндяйкина, но из-за гастролей тот не смог сниматься и в итоге роль досталась Юрию Беляеву, еще одному известному омичу, родившемуся в Полтавском районе Омской области.

Небольшие эпизодические роли в нескольких фильмах сыграли омские актеры Валерий Алексеев, Моисей Василиади, Александра Корнева. Активно снимавшийся Евгений Смирнов после переезда в Омск появляться на экране почти перестал, сосредоточившись последние 20 лет жизни только на театральной работе. А вот бывший руководитель Омского отделения Союза театральных деятелей Юрий Ицков начал активно играть в кино, лишь когда переехал из Омска в Санкт-Петербург, и уже 15 лет ежегодно на экраны выходит по 5-6 фильмов с его участием. Фильм «Эйфория», в котором главную роль сыграл ведущий актер нынешней Омской драмы Михаил Окунев, представлял Россию на Венецианском фестивале 2006 года.

Несколько раз, но все-таки приезжали и в сам Омск столичные съемочные группы. В 1959 году в Омске проходили натурные съемки приключенческого фильма «Золотой эшелон», рассказывающего о борьбе за знаменитое «золото Колчака». Съемки проходили возле драматического театра, Иртышского речного пароходства, а только что построенное здание кинотеатра имени Маяковского изображало в кадре государственный банк. Через десять лет, в 1969 году в Омске известные кинорежиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков снимали картину «Неподсуден» с Олегом Стриженовым в главной роли. Этот фильм и сегодня часто показывают по телевидению, а тогда драма о жизни гражданских летчиков стала одним из лидеров советского кинопроката. В кадр попали здания Центрального суда и аэропорта местных линий.

Но больше всего омских пейзажей мы найдем в малоизвестной широкому зрителю телевизионной картине «Три лимона для любимой» (киностудия «Лентелефильм»), снятой в 1987 году режиссером Виктором Окунцовым по одноименному рассказу писателя-омича Николая Березовского. По сюжету молодой шофер Гриша Куклин ищет лимоны для своей жены Маши, которая только что родила ему сына. Выбежав из роддома, новоиспеченный отец бросается на поиски фруктов, которые в условиях советского дефицита, оказалось не так-то просто и достать. Исполнить каприз молодой супруги удалось, только слетав на самолете в Ленинград.

В этом фильме в кадр попали Центральный рынок и трамвайные пути на улице Гусарова, угол улиц Герцена-Рабиновича, Юбилейный мост, остановка «магазин «Яблонька», роддом № 6 на Левом берегу (тогда еще роддом № 9), ныне несуществующий ресторан «Омск», омский аэропорт. Финальные титры фильма идут на фоне панорамной съемки бульвара Победы и Иртышской набережной (судя по всему, оператор снимал с крыши гостинцы «Омск»).

Вот как о съемках фильма и режиссере вспоминает Николай Березовский: "Виктор Федорович Окунцов по моему рассказу «Три лимона для любимой», опубликованному в журнале «Октябрь», снял в 1987 году одноименный полнометражный фильм. Несколько эпизодов фильма снимались в Омске. Виктор Федорович приехал с немногочисленной киногруппой, часть актеров для эпизодических ролей нашел в Омском Тюзе. Задействовал он в фильме и многих моих родственников, а также соседей по окраинной и почти деревенской омской улице 5 Восточная, где я тогда жил с семьей. И баня, и лошадь – тоже соседей. Не скажу, что фильм мне понравился, а вот о Викторе Федоровиче осталась добрая память. Простой, свойский, без столичных закидонов и умница».

Так что, несмотря на отсутствие в Сибири киностудий, «Омск кинематографический» все же не совсем миф. И возможно, в будущем омские актеры еще прославят наш город, не только уехав из Омска, но и живя и работая в нем.

Сергей НАУМОВ

При поддержке и с использованием рисунков передачи «Удивительное рядом. Омская версия» телеканала "Продвижение".

Первая публикация — в газете «Коммерческие вести» от 31 августа  2016 года. Если Вам есть чем дополнить или уточнить эту историю — пишите в комментариях.  Продолжение завтра

Loading...




Комментарии через Фейсбук

киви 27 марта 2017 в 10:42:
Про Три лимона — очень интересно и ново. Сюжет конечно фантастический — гонять в Ленинград за лимонами, когда их на любом рынке грузины продавали! )))))))))))))
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.