Все рубрики
В Омске понедельник, 22 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 63,9602    € 71,9232

Евгений ХАРЧЕНКО: «Даже циники понимают, что это явный перебор: строить гостиницу и торговый центр на месте единственного в Омске детского картодрома…»

27 января 2019 10:11
1
1749

Борьба за автодром и картодром продолжается. 

В декабре омичи написали петицию на имя Президента РФ Владимира ПУТИНА с просьбой сохранить единственный в городе картодром, на месте которого должна развернуться коммерческая стройка. На защиту объекта поднялись и известные спортсмены, например боец ММА Александр ШЛЕМЕНКО. «КВ» писали об этом в № 45 от 28 ноября 2018 года. Однако вот уже десять лет не решается еще одна, смежная, проблема – строительство автодрома в Амуре. Чтобы обсудить эти две наболевшие темы, обозреватель «КВ» Анастасия ПАВЛОВА встретилась с Евгением ХАРЧЕНКО, руководителем Федерации автомобильного спорта Омской области, мастером спорта РФ по автомобильному спорту.

Жилая спортивная трасса

– Евгений Владимирович, давайте начнем все-таки со строительства автодрома. Насколько я понимаю, вы уже много лет безрезультатно за это сражаетесь.

– Уже появились первые подвижки. Расскажу суть: в микрорайоне Первокирпичный на территории бывшего карьера по добыче глины расположен стадион технических видов спорта, который имеет идеальную с точки зрения проведения соревнований по автомобильному спорту трассу. Дело в том, что местность имеет сильно пересеченный рельеф. Вокруг стадиона большой пустырь. Есть даже искусственное озеро. На этом автодроме с 1992 года и по сей день проводятся соревнования по автоспорту, включая этапы чемпионатов России. Его фактическим владельцем и пользователем является региональная Федерация автомобильного спорта Омской области, которую я возглавляю. Чтобы развивать стадион, требуется построить на нем современные трибуны для зрителей и организовать соответствующую инфраструктуру. Если в 90-х гг. мы могли временно использовать земельный участок по согласованию с городской администрацией, то затем возникла потребность законно закрепить его за нами, чтобы приступить к строительству полноценного стационарного стадиона. Мы начали заниматься оформлением в 2008 году, когда еще существовало ГУЗР. Шли к одной и той же цели разными путями. Но как только любой процесс доходил до финальной точки, менялось законодательство, и нам приходилось начинать все заново.

– Как оформляли – для примера – в последний раз?

– В июле 2015 года по собственной инициативе и за свой же счет Федерация провела кадастровые работы и поставила на кадастровый учет земельный участок площадью 78, 998 кв. м (кадастровый номер 55:36:080116:6001), фактически полностью занятый гоночной трассой. В августе 2015-го мы направили обращение в департамент имущественных отношений администрации Омска с просьбой организовать аукцион по продаже права аренды этого земельного участка для строительства стадиона. 2 февраля 2016 года аукцион состоялся. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка составляла 33 176 790,06 рубля, начальная величина годовой арендной платы составила 14,29% от кадастровой стоимости участка – 4 740 000 руб. В итоге аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок. На наш взгляд, эти условия совершенно неприемлемы и выходят за рамки не только экономической  целесообразности, но и просто здравого смысла. Сравните: после строительства стадиона, ввода его в эксплуатацию и регистрации права собственности годовая арендная плата за тот земельный участок составила бы в соответствии с приказом регионального минимущества от 10 июля 2015 года № 32-п 0,5% от его кадастровой стоимости, то есть в 28,58 раза меньше начальной ставки на аукционе! Аукцион еще дважды повторялся на таких же условиях и снова не получил ни одной заявки на участие.

– Почему, на ваш взгляд, изначальная стоимость участка была столь высока?

– В тот период все цены на участки были нереальные! Аукционы были обречены на провал. Из ста, на моей памяти, объектов купили всего один-два. Кажется, кто-то перепутал формулы... Парадокс: пустующей земли в Омске навалом, а построить социальный объект мы не можем.

– Тогда вы решили пойти другим путем?

– Да. Мы рассудили так. В соответствии с действующим законодательством губернатор имеет право принять решение о предоставлении земельного участка для размещения объекта социально-культурного назначения без проведения торгов, если объект соответствует одновременно трем критериям: целям и задачам, определенным в государственных, муниципальных программах Омской области; относится к сферам образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта; размещение объекта предусмотрено документами территориального планирования (то есть генеральным планом города Омска). Мы побывали на личном приеме у губернатора Омской области Виктора НАЗАРОВА в мае 2016 года, и он дал поручение министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта и министерству имущественных отношений помочь нам в решении вопроса. То есть фактически два условия – первое и второе, благодаря помощи чиновников, у нас получилось выполнить, а вот в третье мы как раз и уперлись.

– Что не так с генпланом?

– В генеральном плане наш земельный участок обозначен как функциональная зона многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки. Про сильно пересеченный рельеф я уже сказал. Однако в правилах землепользования и застройки на этой территории предусмотрены зона спортивно-зрелищных сооружений (в границах автодрома) и зона спортивных парков (на прилегающей территории). В обеих этих зонах в соответствии с градостроительными регламентами строительство абсолютно любого жилья (будь то индивидуальная, малая, средняя или многоэтажная застройка) запрещено. Похоже, что при разработке и утверждении генерального плана была допущена ошибка.

– Как так получилось?!

– Полагаю, наш участок могли прицепить к жилой зоне, не сильно задумываясь об этом – микрорайон «Кирпичный» активно застраивался в свое время. Еще с мэром ДВОРАКОВСКИМ мы нашли общий язык по теме строительства автодрома, который полностью поддержал эту идею и отдал распоряжение внести изменения в генплан. Однако ситуация не изменилась.

– А что за подвижки появились тогда сейчас?

– О нашей проблеме прекрасно осведомлены в департаменте архитектуры и градостроительства. Мэр Оксана ФАДИНА также пошла нам навстречу, так что прогнозы самые оптимистичные. По нашим данным, в феврале-марте предстоящего года будут наконец-то вносить изменения в генплан, в котором будут учтены и наши пожелания. Так что по большому счету нам остается только ждать.

– С нынешним губернатором не обсуждали эту тему?

– Пока не довелось с ним пообщаться. Учитывая, что вопрос находится в компетенции мэра города, с ним и налаживали контакт.

Олег ЛИЗГУНОВ трижды передавал это письмо губернатору (тогда еще врио) на трех встречах предпринимателей с Александром БУРКОВЫМ (второй раз передал не сам). Ответа нет до сих пор

 

Деньги, гранты, два объекта

– А что насчет финансирования? Где возьмете деньги?

– У нас есть два пути. Первый – получить финансирование по программе поддержки автомобильного спорта SMP Racing. Мы уже получали на это принципиальное добро, но тогда решить вопрос с земельным участком не удалось. 

– Когда? При НАЗАРОВЕ?

– Да. Если бы мы получили тогда разрешение на строительство, стадион был бы уже построен. Второй путь – действовать через СибАДИ, где я руковожу спортивно-техническим клубом. По сути, вузу тоже нужен полигон. За последние годы СибАДИ уже реализовал подобный проект – федеральный Центр подготовки и повышения квалификации специалистов по обучению водителей транспортных средств. Также есть принципиальное согласие для строительства еще одного федерального центра – «Детский автогород». К сожалению, пока в генплан не будут внесены изменения, вести переговоры о выделении финансирования с SMP или Минобрнаук бесполезно. Они запросят проект земельного участка и будут правы.

– Понимаю. Но значит, есть и риск, что чиновники дадут заднюю? У вас же нет никаких письменных договоренностей.

– Я не вижу в этом смысла. Тот участок не пригоден для иного строительства. Это ведь овраг, заброшенный карьер. Он идеально подходит для проведения спортивных соревнований и ни для чего больше.

– Автодром наверняка потребует больших вложений, чем перечисленные вами проекты СибАДИ?

– Наоборот, даже меньше скорее всего: площадка ведь открытая. Нам нужно 150 млн. рублей, не более. Основной вопрос в трассе.

– А инфраструктура?

– Организацию площадок, подъездных путей мы уже будем решать совместно с городскими властями. С географией нам прям очень повезло: участок находится в низине, большой перепад высот – такого в равнинном Омске больше нет. Сейчас важно построить площадку для основных дисциплин, остальные будем развивать позже.

– И какие же основные?

– Исконно русские: автомобильный кросс, гонки 4х4, синхронные гонки (для любителей, скажем так). Планируется улучшить площадку для дрифта и сделать детскую трассу для мини-багги. По кроссу мы проводили там чемпионаты России, потому что по качеству грунта, по перепадам омская трасса считается одной из лучшей в стране.

– На мировые соревнования тоже сможем претендовать?

– Мы уже получали предложение провести международные состязания технических вузов – с участием Казахстана, Белоруссии и тогда еще Украины. Но со стадионом решить не удалось, и проект приостановили. А так – вполне можем, конечно. Даже как временный объект автодром очень достоин, что уж говорить, если мы сделаем его стационарным. Само полотно трассы устоялось, осталось только добавить зоны безопасности, обустроить  трибуны, и стадион будет соответствовать всем международным нормативам.

– На сколько зрителей рассчитан стадион?

– Сейчас стадион способен вместить 15 тысяч зрителей. Примерно столько же мест там и останется.

 

Картодром, его друзья и враги

– Раз уж возникли проблемы с картодромом, может, стоит площадку перенести ближе к  автодрому?

– Нет, их лучше располагать отдельно. Сейчас место для картодрома идеальное – это ведь, по сути, детская площадка, она и должна быть в самом центре города, куда удобно добираться и на личном, и на общественном транспорте. Если на автодроме используется грунтовое покрытие, то для картодрома требуется ровная асфальтированная поверхность. На 3-й Островской все уже есть, зачем переезжать? Очень важно сохранить картодром, потому что должна быть преемственность. Дети от 6 до 14 лет занимаются картингом, затем юниоры учатся ездить на багги, заниматься автокроссом и трековыми гонками. История омского автомобильного спорта очень внушительная, у нас огромный опыт, множество традиций, много специалистов еще из советского времени. Мы не должны это потерять. По перечисленным мной дисциплинам наши спортсмены всегда находились и находятся на лидирующих позициях. Будут новые трассы – будут новые чемпионы. Гарантирую.

– Как вы трезво оцениваете шансы сохранить нынешний картодром?

– Думаю, теперь, когда подключилась общественность, шансы значительно повысились. Я знаю, что при мэре состоялось совещание, на котором активисты заручились поддержкой градоначальницы. К сожалению, я не мог там присутствовать – был в командировке. Они договорились, что попытаются предложить бизнесменам, арендовавшим земельные участки под строительство (компании ООО «ГеоТоп» и ООО «ГеоПартнер», подконтрольные семейству АВДОШИНЫХ. – Прим. авт.), другие варианты.

– Так бизнесмены идут-то навстречу? Закон на их стороне, Верховный суд РФ уже поставил в этом точку.

– Да, на их стороне... Но они ведь наверняка понимают, что картодром там был издавна и эта земля отошла им по ошибке.

– Больно уж много ошибок совершается чиновниками в земельных вопросах. Вам это не кажется подозрительным?

– Есть такое... Но я все же очень надеюсь на общественный резонанс, который направит отношение к единственному картодрому в городе (предпринимателей в том числе) в правильное русло. Вот закроют картодром, куда дети пойдут? В лучшем случае – в другой спорт. А могут и просто на улицу пойти. Главное – это я вам точно могу сказать – сейчас все работы там прекратились, строители ушли. Все площадки – и для собаководов, и авиамоделистов, и картодром – функционируют в обычном режиме.

– Насколько я поняла, чиновники несколько лет назад предлагали альтернативные площадки для переноса картодрома. Но это деньги, время...

– Да, конечно. Одно дело – действующий, готовый картодром, совсем другое – его обещание. А зная положение нашего бюджета, ему не суждено сбыться.

– Давайте еще раз проговорим, как же так получилось, что земля, на которой с советских времен располагался ДОСААФ, ушла в частные руки.

– Проблема в том, что ДОСААФ – общественная организация – давно переживает нелегкий период. Конечно, они по идее должны были законно занять эту землю, но у нее слишком неповоротливый механизм...

– Почему? Из-за того, что голова в Москве?

– И из-за этого тоже. Но в первую очередь виноват вечный недостаток финансирования. В Союзе понимали, что нужно готовить курсантов, у организации было четкое назначение. После развала СССР ДОСААФ стал угасать, ему ведь негде было найти поддержку. Я знаю, что они подавали документы на оформление участка, но у бизнесменов все это прошло в разы оперативней и эффективней.

– А это вам не кажется подозрительным?

– Я не думаю, что такие вещи в принципе способны оформляться так быстро, как это получилось у них. ДОСААФ годами бился над вопросом, который бизнесмены решили за две недели. Конечно, общественная организация уступила поневоле предпринимателям, поскольку она не обладает такими финансовыми ресурсами. Уверяю вас, будь на этом месте не картодром, а какие-нибудь гаражи, никто бы даже не заметил, что земля в центре ушла. Хорошо, что оказались, замешаны дети – даже циники понимают, что это явный перебор: строить гостиницу и торговый центр на месте единственного в Омске картодрома.

 

Омский автоспорт

– Вы хвалили омскую школу автоспорта. С этими перипетиями не просели за эти годы?

– Наоборот. Мы сделали зимние трековые гонки, комплектовали команды в соседние регионы по автокроссу. Прибавилось больше молодежи – связка картинга и автокросса работает. В этом году двое наших ребят заняли третьи места в разных дисциплинах на чемпионате России, второе место занял парень по дрэг-рейсингу. Вот будет у нас хороший стадион, и я уверен, мы выйдем на небывалый уровень, учитывая, что уже сейчас мы активно выезжаем на соревнования. Когда-то в нашем СибГУФКе была кафедра автомотоспорта, и в 80-е гг. мы получили огромный автопарк. Работали клубы, заводы. Сейчас такого уже нет, конечно, но сохранилось много автодинастий. Прорыв был также в 90-е гг., когда мы участвовали в массе соревнований. У нас вообще все получается волнами, но мы стабильно держимся на высоком уровне, хотя можем подняться еще выше. Представьте, как на имидж Омска повлияет то, что у нас будут проводиться международные соревнования по автоспорту? Значение появления полноценного автодрома сложно переоценить в социальном плане – оно огромно.

– И что, ваша талантливая молодежь и специалисты даже не разъехались?!

– Может, пара человек и уехали, но остальные на месте. Сейчас один из молодых спортсменов проходит обучение в Москве – Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, которому в этом году исполнилось 100 лет, там все олимпийские чемпионы учатся. Наш омич вернется и будет здесь тренировать автоспортсменов.

– Есть перспектива возвращения кафедры?

– Я думаю, ее вполне можно создать и в СибАДИ, если появится полигон. Или поднять вопрос о возвращении ее в СибГУФК, да. Но только если будет автодром. Понимаете, у нас очень специфический вид спорта, в котором обязательно нужен тренер. От этого многое зависит. Если у нас появится автодром, нам, конечно, же понадобятся настоящие профильные специалисты, а не просто педагоги с физкультурным образованием.

Ранее текст в полном виде был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 декабря 2018 года

Loading...




Комментарии через Фейсбук

киви 28 января 2019 в 21:23:
Толковое интервью. Жалко картодром.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.