Ранее всем шести обвиняемым по делу Омскгоргаза мера пресечения была установлена одна – до 15 апреля.
Судья Басманного районного суда города Москвы Юлия САФИНА еще более двух недель назад (14 апреля) продлила омскому предпринимателю и депутату Законодательного собрания Сергею КАЛИНИНУ арест в СИЗО, о чем «Коммерческие вести» написали 17 апреля в рейтинге недели под названием «КАЛИНИНУ и МАРЧЕНКО продлили арест».
Однако есть здесь юридические нюансы пока никем не отмеченные. Напомню, что обвинение пока предъявлено шестерым омичам. 28 марта Басманный суд отправил в СИЗО до 15 апреля Александра БУЦИНА, руководившего «Омскгоргазом» с марта 2011 по сентябрь 2013 года, и Константина МАРЧЕНКО, работавшего заместителем генерального директора «Омскгоргаза» по правовым вопросам с 2010 по 2012 год, и далее возглавлявшего РЭК Омской области с 29 июня 2012 года по 13 ноября 2013 года. Согласитесь: нестандартный срок – арест на две недели.
13 марта тот же суд поместил под домашний арест до той же даты — 15 апреля — генерального директора АО «Омскгоргаз» Ольгу ШЕБЛОВУ, а 15 марта - генерального директора ООО «Холдинговая компания «Акция» Инну ПАХОТИНУ.
Тот же предельный срок – до 15 апреля в феврале был определен Сергею КАЛИНИНУ и находящемуся под домашним арестом директору ООО «Омскгазсеть» Александру ОРЛОВУ.
Напомним, что уголовное дело было возбуждено 15 апреля 2017 года Следственным Управлением УМВД России по городу Омску в отношении неустановленных лиц по ч.4 ст.159 УК РФ по факту хищения денежных средств потребителей газа путём включения необоснованных затрат в тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Впоследствии и.о. прокурора Омской области уголовное дело было передано для организации расследования в СУ СК России по Омской области и с ним в одном производстве соединено уголовное дело № 11802520036000177, возбужденное 6 июня 2018 года по ч.4 ст.159 УК РФ, по факту хищения денежных средств потребителей газа путём включения завышенных затрат в тариф на услуги по транспортировке газа.
7 июня 2018 года Сергею КАЛИНИНУ предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ. 13 июня 2018 года он задержан в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ. 15 июня года Куйбышевским районным судом города Омска ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
То есть 15 апреля 2019 года исполнилось ровно два года уголовному делу. Есть статья 162 УПК РФ (срок предварительного следствия), где говорится, что продление срока предварительного следствия свыше 12 месяцев может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем.
17 декабря 2018 года срок предварительного следствия по этому уголовному делу был продлен заместителем председателя Следственного комитета РФ до 24 месяцев, то есть до 15 апреля 2019 года.
Еще в феврале адвокаты недоумевали: что ходатайствуя в очередной раз о продлении избранной меры пресечения, следствие обосновывало необходимость продления стражи теми же обстоятельствами, на которые ссылалось при предыдущих продлениях, что является недопустимым.
Именно поэтому обстоятельства и изменились: в марте в деле появились новые обвиняемые. Что позволило продлить следствие до 15 июля 2019 года. Документ опять был подписан не председателем Следственного комитета РФ, а его замом.
Как сообщил «Коммерческим вестям» адвокат одного из обвиняемых, именно до этой даты – 15 июля — продлены домашние аресты Ольги ШЕБЛОВОЙ и Инны ПАХОТИНОЙ, а также СИЗО для Александра БУЦИНА и Константина МАРЧЕНКО.
Что касается двух самых первых обвиняемых, то продление их содержания под стражей основывается на другой статье УПК – 109 (сроки содержания под стражей). У Сергея КАЛИНИНА 13 июня исполняется год с момента его задержания по уголовному делу, а для Александра ОРЛОВА этот год исполняется 7 июня (9 июня суд перевел его под домашний арест). До этих же дат, но 2019 года им и продлен арест.
Согласно п.3 ст. 109 УПК,«срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений по ходатайству следователя, внесенному с согласия председателя Следственного комитета Российской Федерации» до 18 месяцев. Заметьте: уже председателя, а не его заместителя, как в случае с продлением следствия. То есть здесь выскажется уже непосредственно сам Александр БАСТРЫКИН.
Фото из архива «Коммерческих вестей».