Все рубрики
В Омске понедельник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Быть или не быть Федоровке?

23 июля 2001 15:32
0
1036

Статья «Тучи над Омским аэропортом» (см. «КВ» № 25 за 4 июля) вызвала живой отклик у причастных к поднятым в ней проблемам. Первым откликнулся генеральный директор ОАО «Авиакомпания „Омскавиа“ Евгений РОМАНЮК, который разъяснил свою позицию по отношению к строительству международного аэропорта Федоровка. А вот отклика от генерального директора ОАО „Омский аэропорт“ Сергея КРУГЛОВА "КВ" даже и не ждут. Ведь у этого руководителя другой стиль: к примеру, свой ответ на интервью с Евгением РОМАНЮКОМ ("КВ" за 4 ноября 1999 года) Сергей Федорович поместил в своей «ручной» многотиражной газете «Авиатор» (№ 13 за 25 ноября 1999 года). Хотя наша газета всегда приветствует полемику на своих страницах, но, как говорится, насильно мил не будешь.

Борьба хорошего с лучшим

Как бы ни ругали сейчас плановую советскую систему хозяйствования, но ее плодами мы пользуемся до сих пор. На излете советской власти было приобретено за 130 млн. долларов итальянское оборудование для службы управления воздушным движением строящегося аэропорта Федоровка. Впоследствии это оборудование правительство собиралось передать сначала в Хабаровск, потом в Иркутск, но областной администрации удалось его отстоять.

Как признался Евгений РОМАНЮК, в том, что нужно строить Федоровку, его убедил не кто иной, как Сергей КРУГЛОВ. До этого у Омскавиа действительно были планысделать своим базовым аэропортом Северный. Проводились переговоры, подписывались протоколы о намерениях, рисовались радужные перспективы — регистрация пассажиров в имеющемся омском аэровокзале и доставка их прямо к самолету на автобусе на первом этапе и постепенное строительство аэропортовской инфраструктуры в дальнейшем. Подобные намерения возникли из-за существовавших тогда противоречий между авиакомпанией и Омским аэропортом.

— Светосигнального оборудования и систем посадки нет ни в Федоровке, ни в Северном, — рассказал Евгений РОМАНЮК. — Взлетно-посадочную полосу (ВПП) нужно ремонтировать и там, и там,в общем, затраты одни и те же.
В то же время топливно-заправочный комплекс в Северном маленький, сугубо для военных самолетов, а в Федоровке — огромный и современный, правда, еще нужно проверить, что с ним стало. Централизованных канализации и водоснабжения в Северном нет, а к Федоровке подведены все коммуникации. Вокруг Северного нет бетонного ограждения, в Федоровке есть. Все эти факторы и убедили меня в том, что международный аэропорт нужно строить в Федоровке, а не в Северном.

Представители Ленпроекта, который проектировал Федоровку, утверждают, что уже построенное в будущем аэропорту находится в нормальном состоянии, в том числе и ВПП, но требует реконструкции. В Федоровке практически построены и законсервированы здания автобазы, пожарное депо, ВОХР, службы авиационной безопасности, авиационно-технической базы управления воздушным движением, аэровокзала, административное. А вот железнодорожной ветки, когда-то проложеннойк аэропорту, уже нет: местные умельцы разобрали пути и порезали рельсы на металлолом.

Как считает Евгений РОМАНЮК, основная ошибка при строительстве Федоровки была в том, что ее хотели построить сразу в полном объеме и сдать под ключ. Если бы строили поэтапно, как международные аэропорты во Фрунзе, Караганде, Минске, Красноярске, Казани, то Федоровка уже давно принимала бы самолеты. Построив ВПП, ее можно было бы сразу запустить в эксплуатацию, поставив систему посадки, светосигнальное оборудование, организовав заправку, спецавтотранспорт, медицинское обслуживание экипажей и техническое — самолетов. Регистрацию пассажиров можно было бы проводить в старом аэровокзале. Когда уже идет работа в аэропорту, и инвесторов найти легче.

Своя рубашка ближе к телу

Федоровка, стоящая на балансе Омского аэропорта, как и он сам, является федеральным имуществом. Но с 1992 года финансирование строительства международного аэропорта со стороны владельца было фактически прекращено — у российского правительства появилась масса более неотложных нужд. С тех пор недостроенный аэропорт, в который было вложено десятки миллионов долларов, стал головной болью областной администрации и руководства Омского аэропорта. Из областного бюджета за прошедшее десятилетие на Федоровку выделили более 40 млн. рублей. Причем эти деньги, которых для продолжения строительства было слишком мало, ушли как вода сквозь песок, почти не принеся реальной пользы.

Главная забота директора Омского аэропорта — действующий аэропорт, с которым далеко не все в порядке. В прошлом году из-за недостатков светосигнального оборудования на ВПП для Омского аэропорта вводили определенные ограничения по приему самолетов. В частности, увеличивали минимум посадки по видимости: если раньше садиться можно при видимости 900 метров, то в качестве воспитательной меры она возросла до 1400 метров — при такой видимости на ВПП можно было производить посадку.

Впоследствии требуемое светосигнальное оборудование на омской ВПП было установлено, а ограничения сняты. Но ресурс действующей ВПП определен только до 31 декабря этого года. Если ее капитально не отремонтировать, с будущего года Омский аэропорт ждут новые суровые ограничения. Какие — остается только догадываться. Скорей всего, запретят принимать Ил-76 и другие тяжелые самолеты, возможно, разрешат совершать взлеты и посадки только в дневное время. Но в любом случае ограничения приведут к потере прибыли ОАО «Омский аэропорт».

Как ни крути, а ВПП ремонтировать надо, только стоит это не более 40-50 млн. рублей, а не 110 млн., как запланировано. Дело в том, что под видом реконструкции КРУГЛОВ задумал строительство по 200 метров с каждого торца ВПП новой полосы. Увеличение омской ВПП до 2 900 метров позволит принимать широкофюзеляжные самолеты типа Ил-86, А-310. А это, как понимаете, сулит немалые суммы прибыли для Омского аэропорта. Под это дело и банковский кредит в 110 млн. рублей на реконструкцию ВПП взять можно, что и собирается сделать КРУГЛОВ, потому что собственных денег на это у Омского аэропорта просто нет.

Можно, конечно, поудивляться, почему у аэропорта не хватает средств на реконструкцию ВПП, ведь отчисления на ее ремонт были забиты в ставки аэропортских сборов. Куда делись немалые деньги, заплаченныеавиакомпаниями, вопрос риторический. Ушли на зарплату и прочие неотложные нужды, а теперь, когда припекло, нужно брать кредит, проценты по которому дополнительным бременем лягут на авиакомпании за счет неизбежного повышения аэропортовских сборов, а в конечномсчете — на пассажиров, вынужденных больше платить за авиабилеты.

Если план КРУГЛОВА удастся, то Федоровка станет просто не нужна. Зачем строить новый аэропорт, если основные типы самолетов сможет принимать и старый? Это прекрасно понимают в областной администрации, поэтому на очередном собрании акционеров ОАО «Омский аэропорт» именно областная администрация добилась внесения в списки для голосования на пост генерального директора Евгения РОМАНЮКА.

Однако 26 апреля на собрании представители государства проголосовали за Сергея КРУГЛОВА. Голосованию предшествовала поездка КРУГЛОВА в Москву для подготовки «почвы». В результате впервые за многие годы на собрание приехали представители Министерства имущественных отношений и Российского фонда федерального имущества. Раньше федеральные структуры выписывали доверенность комитету по управлению имуществом, а тут московские чиновники решили приехать лично. Видно, очень высока была цена вопроса, кому быть генеральным директором Омского аэропорта. Точки зрения областных и федеральных властей на этот счет разделились, но значит ли это, что Москва поддерживает планы КРУГЛОВА?

Надо ли хоронить надежду?

К общенациональному достоянию российская власть относилась не слишком рачительно: то, что приносило прибыль, отдала в частные руки, а на остальное махнула рукой. В каждой области остались со временсоциализма памятники бесхозяйственности, в которые и были вбуханы миллиарды долларов, которые теперь требует от России мировое сообщество. Омские недострои всем хорошо известны, но самым величественным, вне сомнения, является Федоровка. Если у собственника не хватает средств для доведения до ума международного аэропорта, то, с точки зрения здравого смысла, нужно всеми силами стараться продать кому угодно ставшее обременительным имущество, чтобы вернуть хотя бы часть когда-то вложенных денег.

Однако наше государство предпочитает в буквальном смысле зарывать в землю гигантские средства. Нет,со стороны областной администрации не раз предпринимались попытки найти зарубежного инвестора для Федоровки, но просить инвестиции и продать все на корню — это две большие разницы. А вот права продавать брошенное федеральное имущество нашей области никто и не давал. Привлечь иностранные инвестиции для достройки международного аэропорта — дело почти безнадежное. Что же остается?

— Для начала нужна экспертная оценка всей Федоровки, которую должен провести Ленпроект, — считает Евгений РОМАНЮК. — Если заключение будет положительным, нужно составить инвестиционный план, точно подсчитать, сколько денег требуется на завершение строительства найти инвесторов. А потом инвестировать средства по частям: сначала запустить полосу, которая сразу начнет приносить прибыль. Огромное административное здание можно без особых затрат приспособить на первое время для размещения пассажиров. Разговоры о том, что транзитные самолеты у нас не будут садиться, предпочитая Толмачево, — глупые сказки. Будут, если заинтересовать авиакомпании. Нужно поставить цель — достроить международный аэропорт, объединив усилия нашей авиакомпании, Омского аэропорта и областной администрации. Конечно, аэропорту на время придется отказаться от увеличения объемов и сиюминутной прибыли но, если сейчас Федоровку не сделаем, можем потерять ее навсегда.

Недавно приезжали итальянцы, посмотрели, что хранится оборудование в нормальных условиях, и сказали, что до сих пор оно вполне работоспособно. Но в то же время все понимают, что вечно хранить его нельзя. Все эти годы, как собака на сене, Омский аэропорт сидел на 130 млн. долларов, не имея возможности запустить их в дело. А теперь, получается, вместо Федоровки будет достраиваться старая ВПП — как-то не по-хозяйски.

Омскавиа за семь лет своего существования приобрела 10 самолетов Ту-154М — подобным не может похвастаться ни одна региональная авиакомпания. Но, несмотря на устойчивое финансовое положение, ее пытаются заставить влиться в новосибирскую «Сибирь», которая уже подмяла под себя несколько региональных авиакомпаний. На заре приватизации возникло более 500 авиакомпаний, львиная доля которых были заведомыми однодневками. Тогда это активно поощрялось, а теперь в авиационных верхах планируют, чтобы в стране осталось 5-7 авиакомпаний. Омская в число избранных не входит и пока выживает благодаря стойкой позиции губернатора Леонида ПОЛЕЖАВЕВА, который отстаивает ее на всех уровнях.

Сергей КРУГЛОВ ставил себе в заслугунизкую цену на авиабилеты до Москвы, которая была прошедшей зимой. При этом при снижении авиатарифов стоимость аэропортовских услуг регулярно росла. Продавая билеты до Москвы по 1300 рублей, Омскавиа получила 18 млн. рублей убытков. Демпинг, который развязала «Сибирь», преследовал финансовое уничтожение омского конкурента. Но не вышло, хотя Омский аэропорт играл на стороне иногороднего перевозчика. Та же «Сибирь» не платила аэропорту за базировку,в отличие от Омскавиа, и имеет скидки и льготы за то, что заключила договор на техобслуживание с Омским аэропортом. Только вот при поломке новосибирские авиаторы выпрашивают запчасти у Омскавиа, потому что в аэропорту их просто нет.

Очень хочется, чтобы в Омске появился международный аэропорт, только вот надежда на это тает, как мороженое в жаркий день. Планы и пожелания, которые высказал Евгений РОМАНЮК, конечно, вполне замечательные, только вот для того чтобы они воплотились в жизнь, нужны как минимум, скоординированость и последовательность всех заинтересованных в Федоровке сторон. Это помимо денег, которые пока неизвестно откуда возьмутся. Остается надеяться на здравый смысл, который когда-нибудь да возобладает.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.