Высшее руководство региона публично презентовало транспортные проекты Омской области столичным инвесторам.
В конце ноября в рамках главного делового события транспортной отрасли России – Транспортной недели в Москве – в столичном Гостином Дворе состоялся деловой завтрак «Развитие транспортного каркаса Омской области».
Презентация омских проектов
Губернатор Омской области Виталий ХОЦЕНКО подчеркнул, что Омск находится на пересечении многих российских и мировых маршрутов, и в нем есть все виды транспорта, кроме морского, а потенциал Иртыша еще не раскрыт:
– Знаете, Омск всегда развивается не благодаря, а вопреки. Когда в стране сложно, Омск, Омская область развиваются. Взять Гражданскую войну: Колчак привел с собой более 200 тысяч человек, которые осели в Омске – население выросло. В Великую Отечественную войну в Омск переместились предприятия из Украины, из Белоруссии, из Ленинграда, из Сталинграда: появилось производство, появилась инженерная интеллигенция, еще 300 тысяч человек добавилось. Далее был Афганистан, когда оборонка плотно отрабатывала. Нынешнее время тоже непростое – ведется специальная военная операция, оборонно-промышленный комплекс сегодня является флагманом экономики. У нас кратно выросла численность и сотрудников предприятий, и заработная плата, и выручка на предприятиях, и объемы отгруженной продукции.
ХОЦЕНКО отметил интерес всей страны к восточному направлению, а также встречный интерес со стороны азиатских партнеров:
– Мы видим это по увеличению грузопотока во всех видах транспорта. «Омск-Федоровку» строят с 1984 года… Сегодня мы нашли партнера в лице компании «Аэропорты регионов» и вместе с ней реализуем проект, который должны ввести в эксплуатацию до конца 2028 года, – ориентируемся на лето. Собираемся развивать дорожный потенциал. Северный обход города Омска – это более 60 км, более 62 млрд рублей. Большой проект – новые мосты через Омь, Иртыш, десятки развязок, путепроводов и многое-многое другое. Концессионные соглашения мы заключили, федеральные средства и по «Омск-Федоровке», и по Северному обходу у нас заложены и в пятилетнем, и в трехлетнем бюджете. Понятно, их недостаточно, мы сегодня работаем с правительством над тем, чтобы полным рублем были профинансированы проекты. Но мы не только просим, но и вкладываем региональные деньги, привлекаем внебюджетные средства. Уверены, что эти проекты нужны и важны не только для нашего региона, ведь, по сути, мы делаем дорожное кольцо вокруг города. Пути с запада на восток, с востока на запад, от Тюмени до Новосибирска и обратно сокращаются на 20 км. Обход станет частью продолжения М-12 – президент говорил во Владивостоке об Омском обходе как приоритетном.
Что касается Иртыша, то, по словам губернатора Омской области, стоит задача хотя бы восстановить грузопоток на уровне советского времени: он насчитывал более 10 млн тонн в год, сегодня он не превышает 400 тысяч. Судоходство затрагивает все промышленные регионы – Ямал, Югру, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменскую, Новосибирскую, Омскую области, промышленные регионы Казахстана:
– Пока мы не подобрали ключ к взаимодействию с Китайской Народной Республикой, но, уверен, найдем его. Еще один путь из России в Казахстан – для нас важнейший приоритет. При увеличении судоходства у нас растет логистика, появляются речные порты, хабы, перевалки, дальнейшая загрузка автомобильных и железных дорог. И конечно, мы не забываем про внутренний транспорт. Было десять городов, которые включились в концессию по трамваям, мы в нее не попали, но может, и хорошо, учитывая сегодняшнюю ключевую ставку… У нас есть еще один хронический недострой, как аэропорт «Омск-Федоровка», – метрополитен. Мы сегодня с Министерством транспорта работаем над интеграцией, над увязкой трамвая в подземную сеть, модернизацией трамваев. Готовность метрополитена под 40%: построена станция, построен метромост, вырыты тоннели еще под четыре станции. Этот потенциал, в который в сегодняшних деньгах страна уже вложила более 40 млрд рублей, мы ни в коем случае не должны консервировать, обязательно должны найти пути к его развитию.
Говоря о кадрах, ХОЦЕНКО признался, что их переизбытком регион похвастать не может, но назвал преимуществом в контексте обсуждаемых проектов наличие в городе Омского института водного транспорта, Омского государственного университета путей сообщения, Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета, Омского летно-технического колледжа гражданской авиации. Губернатор Омской области добавил, что Омск – третий в стране город (после Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству иностранных студентов: у нас их около 10 тысяч. 120 тысяч инженерного состава – очередной кадровый плюс.
Отзывы федералов
Первый заместитель министра транспорта РФ Валентин ИВАНОВ похвалил высокую активность руководства региона в получении федеральных ресурсов, которые нынче в дефиците, не преминул отметить чиновник:
– С 2020 года у нас в рамках развития «Безопасные качественные дороги» и других программ более 450 автобусов и троллейбусов были поставлены в Омскую область. Объем федеральной поддержки составил 5,4 млрд рублей – это средства специальных казначейских кредитов, инфраструктурных бюджетных кредитов, льготный лизинг, программа «Чистый воздух». В майском указе президента впервые нашел отражение приоритет общественного транспорта —до 85% к 2030 году мы должны увеличить его долю в регионах. В следующем году регионам предстоит составить собственные программы развития общественного транспорта, утвердить региональные стандарты транспортного обслуживания, сделать все, чтобы люди пересаживались с личного транспорта на общественный.
Павел БРУССЕР, первый вице-президент Газпромбанка, являющегося концессионером строительства Северного обхода в Омске, рассказал, как оценивался потенциал региона – по излюбленным банкирами метрикам: инвестиционный рейтинг, валовой региональный продукт, доходная часть бюджета:
– Омская область показывает за последние годы стабильный рост доходов. Но самое главное – регион представлен 23 вузами с более чем 100 специальностями. Как ни странно, Омск занимает только 34 место по уровню заработных плат – это пока еще недорогой, но очень качественный труд. Это очень важно для того, чтобы инвестировать в регион с разных позиций: будь то промышленный комплекс или инфраструктура, которые всегда взаимосвязаны.
Спикер обмолвился, что Газпромбанк планирует также принять участие и в развитии «Омск-Федоровки». БРУССЕР выразил уверенность, что новые инфраструктурные проекты позволят региону развиваться экономически. По его опыту, проекты приносят в два-три раза больше выгоды, чем средств на них было потрачено:
– Пока некоторые регионы с учетом нынешних высоких ставок принимают решение о заморозке концессий, Омская область находится на плаву, уверенно движется вперед.
Евгений ЧУДНОВСКИЙ, генеральный директор АО УК «Аэропорты регионов» заявил, что «Омск-Федоровка» потянет за собой ряд аналогичных проектов в других регионах, потому что «боль городов-миллионников в том, что когда аэропорт находится в объятиях города – это взаимно больно»:
– Больно городу с точки зрения безопасности при аэродромных территорий, загрязнений, возможности застройки жилья, социальных объектов. Больно для аэропорта, потому что он не может расширяться, не может дышать. Мы уже подписали еще один мегапроект – строительства нового аэропорта в Архызе, причем не выноса аэропорта, а строительства абсолютно нового объекта в Карачаево-Черкесии. Проблема с выносом аэропорта давно назрела в Иркутске. Опыт Омска уже обсуждается там в качестве позитивного.
По словам ЧУДНОВСКОГО, «у «Омск-Федоровки» уникальная архитектура, очень интересная, сделанная российским архитектором, – будет здорово и точно не стыдно»:
– Получится ли нам привлечь базовую авиакомпанию с учетом текущей ситуации – пока вопрос. Но уверен, качественную конкуренцию всем вокруг лежащим мегааэропортам «Омск-Федоровка» точно составит. Это первая региональная концессия по строительству в чистом поле аэропорта, где мы реализуем и полосу, и терминал, и всю оставшуюся инфраструктуру. Это дает много возможностей с точки зрения оптимизации проектных решений и сроков. Когда частный партнер в целом отвечает за все один, это удобно и для губернатора, и для минтранса, есть с кого спросить. А у нас есть механизмы для того, чтобы вовремя все синхронизировать. Потому что у нас были случаи, когда терминал готов, а полоса не готова и так далее. Понятно, что концессия сегодня немного будет буксовать с учетом текущей ключевой ставки. Я надеюсь, что в течение следующих девяти месяцев, пока мы проектируем, Центробанк открутит гайки и даст возможность внебюджету тоже себя проявить.
P.S.
Позже пресс-служба правительства Омской области отрапортовала о том, что Виталий ХОЦЕНКО обсудил с заместителем председателя Правительства РФ Маратом ХУСНУЛЛИНЫМ возможность выделения дополнительных средств на строительство и ремонт дорожной инфраструктуры, с руководителем Росавиации Дмитрием ЯДРОВЫМ – потенциального базового перевозчика для «Омск-Федоровки», а также подписал соглашение о взаимодействии с руководителем Росморречфлота Андреем ТАРАСЕНКО о создании мультимодального транспортного коридора Россия – Казахстан – Китай с использованием реки Иртыш.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 ноября 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ.