Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Виктор ТИТАРЕВ, «Рэдиум Инвестиции»: «Тарифы в Омск-Федоровке вырастут, но государство может проводить политику сдерживания тарифов через тарифное регулирование»

20 октября 2024 16:40
11
2854

Ответ Сергею КРУГЛОВУ. 

В предыдущем номере № 38 «Коммерческих Вестей» заслуженный работник транспорта РФ Сергей КРУГЛОВ высказался в пользу развития аэропорта Омск-Центральный, сомневаясь в целесообразности строительства Омск-Федоровки. Реакция экспертного сообщества не заставила себя долго ждать. Партнер ООО «Рэдиум Инвестиции» Виктор ТИТАРЕВ, в 2012-2015 годах возглавлявший аэропорты Краснодара, Калининграда и Омска, поделился своей точкой зрения с обозревателем «Коммерческих Вестей» Анастасией ПАВЛОВОЙ:

— Сейчас аэропорт расположен в центре города и до него можно добраться менее чем за час из любой точки Омска. Это удобно для пассажиров, не спорю, но в этой локации у аэропорта нет вариантов развития.

Во всех аэропортах мира, включая американские, на которые ссылается в своем материале Сергей Федорович, большую часть выручки дают неавиационные доходы – именно они позволяют снижать стоимость билетов. Подавляющее большинство низкобюджетных авиакомпаний требует у аэропортов нулевые тарифы на обслуживание самолетов. По типичному контракту они оплачивают только топливо, но зато обеспечивают стабильный поток пассажиров, которые совершают в аэропорту покупки, посещают рестораны и бизнес-залы, ночуют в гостиницах. В отелях аэропортов проводят конференции, организовывают деловые встречи. Никаких шансов сделать современный терминал и сопутствующую инфраструктуру в Омск-Центральном нет.

Также в Омск-Центральном невозможно организовать нормальный грузовой терминал. В этом плане положение Федоровки совершенно замечательно – рядом с федеральной трассой на Тюмень, недалеко от Иртыша и в 11 километрах от железной дороги, от которой протянута ветка и к Федоровке. Там можно создать современный логистический хаб, как в Новосибирске и Екатеринбурге.

Омск-Федоровка нужна региону еще и потому, что это емкий инвестиционный проект. Обращаю внимание, что это не только строительство терминала на частные деньги, но и строительство аэродрома на федеральные средства – странно отказываться от такой возможности. У аэропорта Центрального есть ценнейший ресурс – земля в центре города, о чем сам Сергей Федорович и пишет. И она может стать источником покрытия затрат государства на создание аэродрома.

Наверное, логичнее и разумнее на этом месте развивать общественное пространство, предположим, с парком, с новым концертным залом, да и жильем. Все-таки неправильно, когда в центре города стоит завод или аэропорт – это нерациональное использование земли как с точки зрения экономики, так и с точки зрения урбанистики. При этом такая альтернатива – опять же емкий инвестиционный проект, на мультиплицирующий эффект от которого регион вправе рассчитывать.

Опасения Сергея Федоровича насчет того, что не успеют построить Федоровку, когда в Центральном закончится срок эксплуатации взлетно-посадочной полосы и Омск вообще останется без аэропорта, меня, мягко говоря, удивили. «Аэропорты регионов» (концессионер в соглашении с Омской областью по Федоровке) – один из ведущих аэропортовых холдингов России. Он рассчитывает на долгосрочную работу в регионе, и опыт переноса аэропорта из старой локации во вновь построенный у компании есть: они строили с нуля аэропорты в Ростове и Саратове. На чем основывается в своих рассуждениях Сергей Федорович, мне не ясно.

Сомневаться, что тарифы вырастут, не приходится, тут с Сергеем Федоровичем сложно не согласиться. Он, кстати, провидец: когда мы не раз спорили о целесообразности строительства Омск-Федоровки, он заявлял, что Федоровка раньше 2025 года не нужна. Что ж, как в воду глядел! Раньше она и не появится.

Тарифы вырастут, да, но это претензия не к частному оператору, а скорее к власти. Когда КРУГЛОВ предлагает национализировать аэропорты, думаю, он попадает в актуальный тренд. Но, на мой взгляд, государство далеко не самый эффективный собственник – некоторые исключения лишь подтверждают правило.

Так что же государство может сделать? Например, проводить политику сдерживания тарифов через тарифное регулирование. Посчитать, как вариант, нормативную стоимость минимального по стоимости терминала по типу американского и только амортизацию на него включать в тариф. А все архитектурные излишества оставить на балансе частного оператора. Хочется ему построить очень красивый терминал, считает он, что это приведет к нужному маркетинговому эффекту, пускай берет предпринимательские риски на себя.

Говоря о возвращении аэропортов государству, Сергей Федорович упускает одну важную вещь: содержание аэродрома включено в тариф, а вот строительство, реконструкцию и капитальный ремонт осуществляет государство. Во всем мире региональные аэропорты с небольшим пассажиропотоком не окупают капитальный ремонт, реконструкцию, строительство аэродромов. В России, пожалуй, только столичные аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково, возможно, Пулково, могут за счет своей прибыли реконструировать и взлетно-посадочную полосу, и аэродром в целом. Но все остальные аэропорты – точно нет. Включая, разумеется, и Омский. У «Новапорта» был показательный случай, когда он купил аэропорт в Чите с принадлежащим оператору аэродромом, а потом приложил немалые усилия, чтобы вернуть аэродром государству. Потому что он не окупался!

Сергей Федорович ссылается на опыт США, но там выделяются огромные дотации на региональные перевозки. Да и особых требований к аэродромам нет: взлетно-посадочные площадки можно делать значительно проще. К тому же аэропорты не тратят большие деньги на транспортную безопасность. Впрочем мы тоже можем пойти по другому пути, а не прогонять людей через шесть рамок. Например, в Израиле основой авиационной безопасности является профайлинг. Первое касание пассажира с властью происходит за несколько километров до подъезда к аэропорту. Специалисты внимательно смотрят по камерам видеонаблюдения, не ведет ли себя человек подозрительно. Тогда содержать аэропорт будет дешевле, но это решение в ведении государства.

Транзитным аэропортом Омск-Федоровка вряд ли в ближайшее время станет – время упущено: Тюмень, Новосибирск, Красноярск уже закрывают эту потребность. Но с другой стороны, показателен пример Вантаа – аэропорта Хельсинки. На рубеже тысячелетий, если не ошибаюсь, они стали активно продвигать транзит из Китая в Европу и США через них. По ортодромии (кратчайшее расстояние по воздуху) Хельсинки лежит на оптимальном пути. И они смогли вдвое увеличить пассажиропоток за десять лет именно за счет транзита.

Так что в принципе не исключаю: при грамотном маркетинге и договоренностях с топливными компаниями о разумных ценах на заправку самолетов концепция может сработать и в Омске. Но уже после нормализации общемировой политической обстановки, разумеется, не раньше.

И последнее: Сергей Федорович очень любит ссылаться на пассажиропоток аэропорта Горно-Алтайска, которым он небезуспешно руководил. Вне всякого сомнения, он профессионал своего дела, которому посвятил всю жизнь. Но очень странно приписывать заслугу роста пассажиропотока руководителю аэропорта или даже самому аэропорту. Человек летит в Горно-Алтайск не потому, что там замечательный аэропорт или грамотный руководитель аэропорта, а потому, что на Алтае активно развивается туризм. Если вы поставите потрясающий терминал где-нибудь в Биробиджане и назначите туда лучшего директора аэропорта, будет ли там взрывной рост пассажиропотока? В 2014 году в Сочи тоже здОрово вырос пассажиропоток. Не потому же, что у них такой замечательный аэропорт, правда? Наверное, это все-таки связано с проведением Олимпиады и значительным ростом туристического потока.

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 октября 2024 года. 



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Сергей Круглов 23 октября 2024 в 15:45:
Некто Сергей пишет, что дескать Круглов не хочет, чтобы федеральные деньги попали в Омск и главное, что Путин высказался за перенос аэропорта. Да, я действительно не хочу, чтобы были потрачены огромные федеральные деньги только для того, чтобы получить новый, но убыточный аэропорт с ценами на билеты в разы выше существующих. О чем, кстати сторонники переноса аэропорта президенту не доложили. Там доложили, что аэропорт был практически достроен и введён в эксплуатацию. Нужно немного усилий и его запустим. Отсюда и взялась эта смешная для аэропорта на болоте цифра 43 млрд, тогда как такой же аэропорт в Иркутске на идеальной без сноса площадке стоит 200 млрд.
Авиапассажир 23 октября 2024 в 13:56:
Ключевое здесь «ёмкий инвестиционный проект». Одним словом, самосвалы налички. Все это проходили на примере Мостовика. Не дурите людям голову.
Сергей 23 октября 2024 в 10:55:
Ощущение, что Круглов С.Ф. желает, чтобы федеральные деньги никак не попали в Омск. Стыдно за Аэропорт-Центральный, когда встречаешь гостей из других городов. И очень жаль, что среди специалистов вообще есть мнения о неважности строительства нового аэропорта. Надеюсь, что голос Путина, который высказывался за перенос аэропорта из города окажется сильнее голосов некоторых специалистов
Сергей Круглов 22 октября 2024 в 00:24:
Ну вот и единомышленники автора этого очень странного послания пошли. Господин Кондаков пишет: «Круглову невдомёк, что люди летают туда куда им нужно, а не туда куда билеты дешевле». Если не вдаваться в смысл сказанного, то получается вроде красиво сказал. А если попробовать немного подумать о чем, получается, мягко говоря, словоблудие. В переводе с русского на русский его фраза звучит так: «люди летают по делам в Москву, несмотря на то, что это дорого, а не в Усть-Ишим, потому, что туда билет дешевле стоит». Супер. Последнее время очень много появилось людей, которые складно на первый взгляд говорят или пишут, а послушаешь или почитаешь их — понимаешь, что они просто бредят. Вот Титарев пишет: «В отелях аэропортов проводят конференции, организовывают деловые встречи. Никаких шансов сделать современный терминал и сопутствующую инфраструктуру в Омск-Центральном нет.» То есть конференции и деловые встречи удобнее проводить в Федоровке, куда добираться 2 часа, чем в Центральном, куда ехать 20 минут? И люди это говорят совсем серьезно. Получается построить Федоровку за 120 млрд проще, чем отель в Центральном любому инвестору без трат денег из бюджета? Особенно мне понравилось его изречение: «Тарифы вырастут, да, но это претензия не к частному оператору, а скорее к власти.» То есть мы предлагаем действующий аэропорт с идеальным расположением относительно миллионного города за бешеные деньги вынести черт знает куда, что приведет к серьезному повышению стоимости билетов для омичей, а виновата в этом будет власть. Ну вы даете.
Кондаков 21 октября 2024 в 17:40:
Круглов из прошлого — из СССР...Если сделать так, как предлагает Круглов, то у Омска не будет развития... Даже не так... Омск надо сохранить таким какой он есть сейчас, не надо тратить ресурсы на то, что сейчас не нужно...Круглову невдомёк, что люди летают туда куда им нужно, а не туда куда билеты дешевле...Авиаперевозки — это услуга, в которой нуждаются людиМожет имеет смысл заняться тем, чтобы у людей появилась великая нужда в Омске, чтобы им захотелось или они вынуждены прилетать в Омск — притянуть людейВот в этом случае не будет стоять вопрос, а сколько будет стоить новый аэропорт, а как далеко он расположен от города и прочееБудет важно, чтобы он мог обслужить больше 5 млн пассажиров, обработать миллионы тонн авиагрузов и прочееЕсли мы действительно нацелены на развитие города Омска, региона в целом и мы действительно реально будем что-то делать существенное, то аэропорт Омск-Фёдоровка нужен — причём, чем быстрее, тем лучшеАэропорт Омск-Фёдоровка не нужен, если всё оставлять как есть — не развивать город, регион — так... заниматься косметическими делами и на что «выбьют» финансы из бюджетов разного уровня — и так уже «гниём» — даже неприлично, что «гниём»...
Олег Лизгунов 21 октября 2024 в 12:36:
Леониду. «Трибуну надо предоставлять только тем, кого Лизгунов — рыцарь без страха и упрека — считает хорошими. Так выглядят почти все его комментарии». Лёня. А ты как думал? Естественно я, Лизгунов Олег, кстати. ЛЕОНИДОВИЧ, — рыцарь без страха и упрека.. А то. Ты как думал? Титарев — не «плохой человек». Он — «Лидер России». Насчет «содержательной части». Покопайтесь в интернете. Хотя бы на сайте КВ. Почитайте мои публикации. Если Вам, конечно, это зачем-то нужно. А вообще, Леонид, Вы бы раскрылись. Но это сейчас не модно. Да ладно.
Леонид 21 октября 2024 в 12:01:
Что ж, еще раз подтверждается уже высказанный мною тезис. Лизгунову дела нет ни до предложений Круглова, ни до возражений Титарева. Ни слова нет у него о содержательной части их выступлений. Лишь один довод: как вы смели дать слово такому «плохому» человеку как Титарев? Трибуну надо предоставлять только тем, кого Лизгунов — рыцарь без страха и упрека — считает хорошими. Так выглядят почти все его комментарии
Олег Лизгунов 21 октября 2024 в 11:52:
Я лично знаком с Титаревым в бытность его на Сибзаводе. И я лично знаком с многими работниками аэропорта. И с руководителями, и со средним звеном. Ну так уж случилось. И все они...ВСЕ! вспоминают директорство Титарева в вэропорту как дурной сон. Это ж надо такому случиться- присниться. Кошмар. И вот этого «эксперта » КВ выбирают. Вслед за Колесником. Что происходит, Марат Фаукатович?
киви 21 октября 2024 в 10:51:
Нормальный пассажир старается минимизировать свои аэропортные расходы, которые неимоверно задраны, и странно ожидать от него чего-то иного. В интервью Титарева спорным является первое же утверждение о том, что нахождение аэропорта в центре города «неправильно». Чего тут неправильного, ума не приложу. Это же не кладбище. Это огромный плюс нашего города. «Аэропорт должен развиваться, а в городе это невозможно». С чего он взял, что аэропорт должен развиваться, да еще в ширину, при теперешнем числе и пассивности населения? дай Бог этот загрузить. Земли в центре? ну и как новостройки двинут наш богом забытый город, куда? Новый аэропорт — это следствие активности людей и бизнеса, а не инструмент. Нельзя рисковать огромными деньгами по принципу «пусть будет, авось приживется». Да, это деньги инвестора, как нам говорят, но инвестор — зверь нежный, то и дело вымирающий.
Как это было 21 октября 2024 в 07:22:
Титарев был назначен развалить Сибзавод. Успешно справился.
Игорь 20 октября 2024 в 23:37:
Иногда лучше не давать интервью чтобы не нести чушь. А каких не авиационных доходах он говорит в федоровке? Откуда им взяться? Пассажиропоток не увеличиться только из-за переезда. Пассажиропоток и доходы увеличиваются:1. Платежеспособность населения растет и оно больше летает и тратит деньги.2. Надо привлекать авиакомпанию которая сделала аэропорт хабом и увеличивать кол- во транзитных пассажиров. И первое и втрое невозможно в настоящий момент
Показать все комментарии (11)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.