Сеть госаптек «Омское лекарство» чуть не оказалась в банкротстве.
В мае Минимущество Омской области на правах единственного акционера АО «Омское лекарство» вновь уволило Игоря БОГДАШИНА с поста руководителя сети. И это после того как Центральный суд уже счел незаконным его аналогичное прошлое увольнение 21 февраля. Еще даже не было изготовлено решение суда, как Игорь БОГДАШИН был уволен снова. То есть Игорь БОГДАШИН подал в суд и добился отмены незаконного увольнения, но через 3 рабочих дня был вновь уволен.
БОГДАШИН пришел или вернулся на этот пост осенью 2024 года, но контракт с ним был расторгнут в феврале 2025 года без объяснения причин по инициативе регионального Минимущества с подачи министерства здравоохранения Омской области. До этих событий одна из крупнейших омских аптечных сетей АО «Аптечная «Омское лекарство» со 100%-м пакетом акций в распоряжении Минимущества Омской области в апреле 2024 года попала в план приватизации на текущий год, а в сентябре того же года закончился контракт с Сергеем ЛОВЕЙКИНЫМ, прибывшим сюда руководить госаптеками в команде бывшего губернатора Александра БУРКОВА. В ноябре же 2024 года, согласно ЕГРЮЛ, сеть вновь возглавил Игорь БОГДАШИН. Он уже работал генеральным директором этого акционерного общества с апреля 2015 года по сентябрь 2019 года. Тогда «Омское лекарство» из плана приватизации было исключено.
Журналист «Коммерческих Вестей» Карина РЕГЕР побеседовала с иммунологом, к.м.н., неоднократным генеральным директором АО «Аптечная сеть «Омское лекарство» Игорем БОГДАШИНЫМ о происходящих событиях.
– Игорь Викторович, события вокруг АО «Аптечная сеть «Омское лекарство» в этом году развиваются очень динамично. Как вы снова в «Омском лекарстве» оказались? В чем причина вашего увольнения?
– Когда Дмитрий Владимирович УШАКОВ подписал изменения в программу приватизации и там появилось «Омское лекарство», я написал аналитическую служебную записку с описанием рисков такого решения. Она дошла до губернатора. В итоге губернатором было принято решение о сохранении стратегического актива Омской области. Ну и о моем назначении.
О предыдущем управлении
– Вы второй раз в этой должности. Вошли в ту же реку дважды. Теперь, получается, трижды. Как приняли хозяйство у господина ЛОВЕЙКИНА?
– По моему мнению, господин ЛОВЕЙКИН был непосредственно или опосредованно связан с группой компаний «Масклевел». 10 лет назад после управления менеджментом из группы «Макслевел» в «Омском лекарстве» была абсолютная разруха. И кстати, менеджментом, связанным с группой компаний «Макслевел», уже предпринималась попытка приватизировать АО «Аптечная сеть «Омское лекарство». Аукцион тогда был отменен буквально за неделю до торгов.
В мой первый приход на должность руководителя «Омского лекарства» за 5 лет мы выручку и реализацию в упаковках увеличили в два раза на конкурентном рынке. А за последние пять лет под управлением менеджмента, связанного с той же самой группой «Макслевел» количество продаваемых в рознице медикаментов в упаковках снизилось на 42%. В стоимостном выражении выручка осталась той же, что была 5 лет назад, при том, что цены возросли кардинально.
– Почему?
– У меня сложилось впечатление, что сеть просто готовили к банкротству.
– А с чем связано такое количественное сокращение реализуемых препаратов за последние годы?
– Почему-то поставщики для «Омского лекарства» поставляли препараты от 8% до 12% дороже, чем всем остальным. Причем разница отправлялась или в кемеровскую аптечную сеть, или в фирмы связанные с группой «Макслевел» Есть и второй момент. Последний год «Омское лекарство» работало по матрице, сформированной московской компанией «36.6».
– Что это значит?
– Матрица – это некий программный продукт, позволяющий автоматизировать заказ препаратов в аптеку. Не может заведующая вручную контролировать около 5 тысяч наименований лекарств, проходящих через сеть. Работает автоматизированный заказ через ту матрицу, которую заложили в программу. Матрица включает в себя список препаратов, которые на данную точку можно закупать автоматизированно. Закончился препарат – матрица формирует заказ. Эту матрицу – чем торговать – нам прописала московская компания.
– Почему?
– Не знаю. Туда не входили многие препараты, хорошо разрекламированные. И заведующая не может заказать препараты, не входящие в матрицу. Машина блокирует. Например, «Семавик» («Оземпик») у нас был на складе для льготы, но мы не торговали – «в матрицу не входит». Сейчас он входит у нас в топ продаж, как и циклоферон, и полиоксидоний, а до января реально львиную долю заказываемых для розницы препаратов нам определяла московская компания.
– То есть «36,6» была заинтересована в выполнении плана по их матрице. А почему? Этот объем к ним включался?
– Естественно! Они за нашу работу себе скидку от производителя получали от 10 до 30%.
– Как я понимаю, это влияло и на отпускные цены?
– Аптечная розница – это рынок, где благодаря информационным технологиям все видно, где что и почем продается. И если цены на топовые позиции на 10-15% выше, чем у конкурентов, а еще процентов 20 из топ-100 всероссийских продаж не входит в матрицу, то кто пойдет в такую аптеку? Я понимаю, почему персоналу не поднималась зарплата, потому что если бы подняли, то в банкротство ушли сразу же, в прошлом году. После смены руководства мы потребовали у поставщиков вернуться к базовым ценам.
– А вопросы господину ЛОВЕЙКИНУ кто-то задал?
– Всех, наверное, все устраивало. Или не вникали.
Про обеспечение льготников
– Вы отличаетесь от всех других аптечных сетей тем, что «Омское лекарство» обслуживает льготу. Откуда берутся проблемы, что кому-то из льготников может не хватать в аптеке лекарств?
– Льготные категории граждан состоят из двух больших групп. Одни обеспечиваются за счет федерального бюджета, другие за счет регионального. Процесс обеспечения включает в себя две компоненты – собственно препарат и услуга по его выдаче льготнику. Препарат должен быть отторгован по 44-ФЗ, отыгран на аукционе за счет государевых средств, а на покрытие наших затрат на осуществление логистической услуги (хранение, выдача, учет) нам выделяют из регионального бюджета небольшую когда-то давно рассчитаную компенсацию.
Раньше в Минздраве д.м.н. Людмила Владимировна ШУКИЛЬ выстроила систему.
Приходит федеральный льготник за условным инсулином. А по нему не отыгрались. Тогда «Омское лекарство», у которого договор был на услугу с товаром, по 223-му купило препарат или взяли с полки, виртуально одним кликом перевели с розничного склада на региональный льготный склад, и вторым кликом прицепили к рецепту. Автоматически в МИАЦ (Медицинский информационно-аналитический центр) информация ушла, зафиксировалось, что рецепт обслужен, мы в реестре отразили, все сверилось, и что рецепт такой был, и деньги под него выделены, и нам деньги за бесплатно выданный препарат заплатили. Заявка формировалась в августе. Цены определялись аналитиками Минздрава как среднерыночные. Фиксировались на год. В контракте фиксировалось количество необходимых упаковок. Препараты отыгрывались на аукционах по 223-ФЗ, наценка регламентировалась внутренним приказом, согласованным с советом директоров. Препараты, насколько помню, по цене свыше 1000 рублей наценялись не более 5%, от 500 до 1000 рублей – 10%, от 200 до 500 рублей –20%, по цене меньше 200 рублей – 25%. Но с приходом менеджмента, связанного с группой компаний «Макслевел», председателем совета директоров общества Сергеем ПАВЛОВСКИМ, пришедшим с Александром БУРКОВЫМ, была согласована с Правительством Омской области, а вице-губернатором по экономическим вопросам был УШАКОВ, форма контракта, при которой фиксируются только наименования и сумма. По закону так было можно. Конечно, такая форма обеспечения льготников может провоцировать злоупотребления. С избранием новым губернатором Виталия Павловича ХОЦЕНКО государство, в лице контролирующих органов, указало: «Так нельзя!» Услуга выдачи по рецептам отдельно, товар – отдельно и только по 44-ФЗ.
– С какого момента региональный Минздрав стал вами не доволен?
– В рамках работы по 44-ФЗ выявились проблемы. Министерству непросто стало проводить торги на лекарственные препараты, должна была учитываться цена прошлых закупок, а по ней уже не были готовы отпускать поставщики. И в Минздраве решили, что они будут закупать лекарства у нас, как единственного поставщика, так как в АО «Омское лекарство» 100% акций принадлежит региону. То есть было желание полностью переложить на АО «Омское лекарство» функцию организации льготного лекарственного обеспечения жителей региона. Вот только до января 2025 года акционерное общество даже технически не могло зарегистрироваться как организатор торгов в рамках 44-ФЗ, а до тех пор мы закупали препараты только по 223-ФЗ. Соответственно АО «Омское лекарство» не могли и закупать по 44-ФЗ препараты. Нам удалось зарегистрироваться как заказчик лишь в феврале, когда мы нашли лазейку в законе, присвоив себе статус получателя субсидий, каковым общество не является. На всех совещаниях и мы, и сотрудники регионального Минздрава, отвечающие за организацию лекарственного обеспечения, говорили о возможных рисках. Просили сохранить старый порядок на первый квартал. Но слышали только одно: решение принято, исполняйте. С целью снизить возможные риски было принято решение обеспечить региональных льготников препаратами на два месяца вперед. И в декабре по основным категориям – диабет, бронхиальная астма – пациентов обеспечивали на январь – февраль. Кроме того, по данным категориям был создан двухмесячный товарный запас. Однако оказалось, что министерством по какой-то причине не были отыграны значительное количество препаратов для обеспечения федеральных льготников. На 15 января 78 наименований вообще еще не размещались на аукционных площадках. А 42 – были только размещены, с неясной перспективой, состоятся они или нет. Ожидаемо, с первыми рабочими днями, в основном федеральные льготники столкнулись с отсутствием препаратов в аптеках. А по старому механизму решать проблему было уже нельзя.
То есть теперь, даже если препарат есть в аптеке, его нельзя выдать льготнику. Отношение госаптек с Минздравом регламентируются только договором на услугу, то есть хранение, транспортировка и учет, товара в договоре нет. И даже если можно срочно закупить товар по прямому договору по процедуре 44-ФЗ, то в связи с особенностями регулирования ценообразования в 44-ФЗ не факт, что Минздрав сможет купить его у общества. Например, условный аторвастатин можно купить за 60 рублей. Но Минздрав его закупить не может, так как в прошлом году состоялся аукцион по 45 рублей. Ну и сформированные товарные запасы не были рассчитаны на федеральных льготников и практически к февралю закончились. А по ряду позиций, например расходные материалы для детей-диабетиков, Минздрав отказывался закупать у «Омского лекарства» из-за проблем с ценообразованием по 44-ФЗ. Товар уже в январе был на складе «Омского лекарства», а Министерство здравоохранения Омской области давало информацию, что в проблемах со льготным лекарственным обеспечением исключительно вина АО «Аптечная сеть «Омское лекарство». Ну а спустя 4 дня после моей информации о ситуации губернатору напрямую Дмитрий Анатолиевич МАРКЕЛОВ предложил мне написать заявление по собственному желанию. На что я отказался, так как не вижу своей вины в кризисе лекарственного обеспечения. Кроме того, в разгар кризиса смена руководства лишь затруднила бы, на мой взгляд, решение вопросов с поставками.
– Вы приняли решение судиться. В Омской области не часто топ-менеджеры государственных учреждений и предприятий судятся с государством-работодателем. Не сомневаетесь в правильности пути?
– Честно говоря, были сомнения. Но окончательно принять решение пойти в суд подвигнул эпизод, случившийся через один рабочий день после увольнения. Меня периодически как иммунолога приглашают выступать на радио «Маяк». Вот и в этот раз за две недели до эфира прислали вопросы. В день эфира утром позвонили с «Маяка» и напомнили об эфире, проговорили обычные организационные вопросы. А через час приходит из Минздрава сообщение, что на радио «Маяк» перебило кабель, прямого эфира не будет. Позвонил на радиостанцию, там подтвердили: починить кабель не успеют. Ну не будет, так не будет, не очень то и хотелось вечер занимать. А я слушатель «Маяка», вечером в машине включаю радио, а там прямой эфир с теми вопросами, которые две назад недели предложили мне осветить. Ну елы-палы, вы же «МАЯК»! Вам зачем врать? Вы же ВСЕРОССИЙСКАЯ РАДИОСТАНЦИЯ! Ну, скажите, заказчик имеет право сменить спикера в любой момент. Мы же давно живем, все понимаем. Вот такое вранье разрушает доверие к государственным средствам информации. И мы, граждане, сглотнув, опустив голову от несправедливости, подаем во Вселенную неправильный сигнал. Что мы согласны с такой действительностью, с несправедливостью. Что мы не верим нашему государству, его судебной власти. На следующий день пошел к адвокату.
– А что происходило в суде?
– В суде Минимущество предоставило письмо от Минздрава Омской области, подписанное Дмитрием Анатольевичем МАРКЕЛОВЫМ, где в трех строчках без объяснения причин излагалась просьба меня уволить. Этого, по мнению Минимущества, оказалось достаточно. Суд в связи с этим привлек Министерство здравоохранения Омской области к процессу. Запросил документы, регламентирующие взаимодействие Минздрава с АО «Аптечная сеть «Омское лекарство». Но кроме как договора о предоставлении логистических услуг – хранение, транспортировка, учет – документов представлено не было. Мы же предоставили доказательства, что делали все возможное, что бы разрешить кризис с льготным лекарственным обеспечением. Суд счел решение о моем увольнении незаконным.
– Да, суд вас восстановил на работе. Но через три рабочих дня Министерство имущественных отношений вновь вас уволило. Что примечательно, в это время исполнял обязанности губернатора Омской области Дмитрий УШАКОВ. Что будете делать дальше?
– Ну да, может, это «ж-ж-ж» неспроста. Пойду в суд. Пока буду работать иммунологом. Благо есть ремесло, которое может кормить. Продолжу заниматься наукой.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 мая 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ