О делах этого банка «КВ» рассказывали не однажды (в последний раз это было 27 мая 1999 года). Вкратце напомним основные этапы его не слишком долгой и не слишком славной истории. Решение о создании Омкредитбанка было принято представителями ряда омских производственных и торговых предприятий 26 ноября 1993 года, а устав зарегистрирован ГУ ЦБ России по Омской области 28 июня 1994 года.
Судя по всему, банку изначально была уготована роль «карманного», обслуживающего
интересы своих учредителей, и в первую очередь интересы крупнейшего из них — АООТ «ОмскоблАТО», которому принадлежало 35% уставного капитала банка. Обычная для того времени история: К сожалению, все подобные истории заканчиваются примерно одинаково: рано или поздно интересы банка вступают в противоречие с интересами его учредителей. На чем, собственно, и погорели многие кредитные организации такого сорта. Та же судьба постигла и Омкредитбанк.
Лицензия у него была отозвана 22 августа 1997 года по инициативе ГУ ЦБ РФ по Омской области. Основанием для этого послужили систематические нарушения законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов ЦБ РФ и проведение банком рискованной кредитной политики, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков.
Поскольку учредители не спешили ликвидировать банк, 3 апреля 1998 года арбитражный суд Омской области принял решение о принудительной ликвидации. А так как имеющегося на тот момент имущества банка явно не хватало для удовлетворения требований всех кредиторов, 20 ноября 1998 года тот же суд признал Омкредитбанк банкротом и назначил конкурсным управляющим Николая ТЕРЕНТЬЕВА. Он был отнюдь не новичком, поскольку до этого назначения уже участвовал в ликвидации двух банков, но ни в одном из них дела не обстояли столь плачевно, как в Омкредитбанке.
Обычная для банков-банкротов неразбериха с отчетностью усугублялась отсутствием
важнейших документов. Скажем, многие кредитные дела на самом деле оказались пустыми папками, и никто не мог сказать, были они таковыми изначально или документы кто-то изъял в подходящий момент. Кроме того, все компьютеры оказались разукомплектованными, так что не удалось восстановить и электронную базу данных. По требованию комитета кредиторов конкурсная комиссия попыталась привлечь к ответственности должностных лиц банка, однако ОБЭП не обнаружил в их действиях состава преступления.
Самыми запутанными оказались взаимоотношения банка с АО «ОмскоблАТО», которое
оказалось одновременно и его главным учредителем, и крупнейшим должником. Однако оно не только не признавало свой долг, но и выставляло встречные финансовые требования к банку. Дело осложнялось тем, что вскоре в отношении этого АО тоже было начато конкурсное производство.
Судебные разбирательства длились не один год, но особых успехов на этой ниве добиться не удалось. Да и можно ли было рассчитывать на успешное ведение дел по взысканию задолженности, не имея нужных документов? Встречались на этом долгом пути и ситуации, вовсе не поддающиеся рациональному объяснению, о которых впору писать не статью, а детективный роман.
Однако все в этом мире имеет свой конец. Завершилось и конкурсное производство в
отношении Омкредитбанка. Произошло это по решению арбитражного суда 30 октября 2000 года. Каковы же итоги? По данным отчета конкурсного управляющего общая сумма признанных требований кредиторов составила 4341 тыс. руб. Однако частично удовлетворены были только требования кредиторов первой очереди — на сумму 322 тыс. руб., то есть на 23,3% от суммы их признанных претензий (или 35,78% от суммы основного долга).