Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

"У города есть не только прошлое, но и будущее"

22 августа 2001 17:11
0
1376

После прихода нового мэра на ответственных постах в подразделениях городской администрации появилось немало новых людей. Но с управлением культуры — случай особый. С одной стороны, начальник там сменился вот уже в третий раз менее чем за два года. С другой — назвать Татьяну Александровну новичком никак нельзя: она много лет возглавляла централизованную систему омских библиотек и постоянную комиссию по культуре горсовета. «КВ» давно хотели представить ее на своих страницах, но сделать это удалось только после празднования Дня города, которое стало для Татьяны ПУДОВКИНОЙ настоящим и очень серьезным «боевым крещением».

— Вы много лет отдали библиотечному делу. А как получилось, что вы выбрали именно этот путь в жизни?

— Многих мой выбор удивил, потому что я окончила физико-математическую школу N 88, успешно участвовала в олимпиадах по химии. Но рядом с нашим домом была профсоюзная библиотека завода «Полет», в которой работали профессиональные, доброжелательные, открытые, знающие много интересного люди. Видимо, это и сыграло главную роль.

— Будучи директором централизованной системы библиотек, вы занимались вполне конкретным делом, а теперь круг ваших забот, наверное, неимоверно расширился?

— Я бы так не сказала. Во-первых, наша система была и остается самой крупной в России: раньше мы объединяли 56 библиотек, сейчас их осталось 50. Мы имели право юридического лица и были достаточно самостоятельны в своих действиях. Во-вторых, я много лет была председателем постоянной комиссии по культуре городского Совета и руководителем депутатской группы в Ленинском округе.

Мы проводили много интересных мероприятий, поэтому в числе наших партнеров и друзей были и писательские организации, и музыкальные школы, и наши театры. Так что здесь для меня нет незнакомых лиц — я их всех очень хорошо знаю по прежней работе. Знаю и их проблемы.

— Одно дело — знать и совсем другое — заниматься решением этих проблем...

— Мы же не вникаем в творческий процесс — в этом нет необходимости. Ведь «Галерка» — это прежде всего Владимир ВИТЬКО — яркий лидер, который создал прекрасный русский театр с хорошим репертуаром. Лицейский театр — это Вадим РЕШЕТНИКОВ, тоже яркая личность. И в театре Любови ЕРМОЛАЕВОЙ та же ситуация. Уйдет личность — и театр станет совсем другим. Зачем вмешиваться?

Но есть вопросы, связанные с налогами, помещениями, юридической самостоятельностью, в решении которых им нужна наша помощь. И эти проблемы везде практически одинаковы. Я сама работаю в этой отрасли 30 лет, к тому же все важнейшие вопросы рассматриваются в комиссии по культуре. Так что я прекрасно знаю ситуацию.

— Менее чем за два года вы уже третий человек, возглавивший управление культуры. В чем тут причина, по вашему мнению?

— Этот вопрос волнует не только меня, но и тех, с кем мы работаем, скажем, директоров школ искусств. Руководители менялись, а коллективы-то сохранились. Эти люди настолько преданы своему делу, что с ними очень интересно работать. Кроме того, многие сильно выросли как профессионалы.

Назначение руководителя с работниками обычно не обсуждается, все решается «наверху». Но культура — особая сфера, на другую совершенно не похожая. Управлять культурой невозможно и не нужно. И здесь, пожалуй, стоило бы посоветоваться с людьми — стоит ли назначать того или иного человека.

— Какими же качествами должен обладать человек, занимающий эту должность?

— На мой взгляд, двумя: он должен быть профессионалом в вопросах управления и предельно доброжелательным к людям, с которыми работает. Потому что главная ценность сейчас — как раз эти люди, которые остаются, несмотря на смену руководителей.

— Предложение возглавить управление было для вас ожидаемым или неожиданным?

— Я это предложение выслушивала на протяжении не одного десятка лет — каждый раз, когда уходил очередной руководитель: Вера МАЛАШ, Владимир ШАЛАК... Только после ухода Людмилы МАРКЕР был сразу назначен Владимир ЧИРКОВ.

— Почему вы не соглашались?

— Потому что мне интересна моя профессия. Там сейчас используются очень современные технологии, компьютерные сети, Интернет. Придя сюда, я словно шагнула во вчерашний день.

— А как же вы согласились?

— Я сама до сих пор не пойму, как и почему я умудрилась согласиться. Каждый раз на собеседовании я очень разумно и убедительно доказывала, что хороша на своем месте и меня не надо трогать. А на этот раз Евгений БЕЛОВ просто не стал выслушивать те доводы, которые я приготовила. Он сказал: «Иди и пиши заявление». Видимо, для него этот вопрос был решенным и все мои возражения он счел несерьезными.

Я вышла из кабинета ошеломленная, потому что шла туда с твердым намерением отказаться. Зная изнутри положение дел в управлении и то, сколько всего предстоит сделать, я сказала, что у меня просто сил и здоровья на такую работу не хватит — все же я женщина, у меня семья... На что мне Евгений Иванович ответил: «Возьмешь сотовый в больничную палату и будешь оттуда руководить».

Вообще я уговаривала оставить на этом посту Геннадия СЕМЕНОВА, человека предельно внимательного к людям и добросовестного. Но Евгений БЕЛОВ на это возразил: «Сегодня настолько велик объем работы, что у меня нет времени вникать во все мелочи, а потому нужен человек, который знает свою сферу не понаслышке и с полуслова все понимает в ней».

— И вашим «боевым крещением» оказалось проведение Дня города?

— Мне пришлось сразу включиться в работу по празднованию 9 Мая, а потом, еще не успев отойти от этого, заняться подготовкой Дня города. Поскольку год юбилейный, подготовка к празднику отняла много сил.

— Вам удалось решить те задачи, которые вы ставили перед собой, готовя этот праздник?

— Нам показалось, что да. Мы хотели, чтобы омичи почувствовали, что у нашего города есть не только прошлое, но и будущее, как и у живущих в нем людей. Чтобы они, придя на праздник, получили заряд добра и каждый смог принять в нем участие независимо от своей социальной или возрастной группы. Чтобы всем было интересно и мы все почувствовали себя одной семьей.

— А где вы сами успели побывать во время праздника?

— Везде! В этом году мы постарались включить в программу все, что было интересного: и Сибирский международный марафон, и соревнования парапланеристов, и конные соревнования на ипподроме. 4 августа мне было очень интересно побывать на бульваре Мартынова, потому что инициатива увековечить память тех, кем славен Омск, принадлежала не управлению культуры, а обществу коренных омичей.

Интересно было и в парке, где проходил праздник национальных культур, и в старой крепости 5 августа. Думаю, те, кто там побывал и увидел воссозданный быт каторжан, надолго это запомнят. Надо было видеть, какими глазами смотрели дети на узников в цепях и молодых людей, одетых в мундиры тех полков, которые стояли в Омске во времена Достоевского!

Ярким и запоминающимся было шествие «По главной улице с оркестром» и театрализованное представление на площади Бухгольца. Мне очень понравился и состоявшийся вечером концерт из произведений омских композиторов. Главное, что люди увидели, как много у нас в городе талантов. Да таких, что многим заезжим гостям надо еще поучиться у наших артистов.

— Но ведь на положении омских талантов не может не сказываться то, что область наша занимает одно из последних мест среди регионов России по экономическим показателям, поскольку экономика — та почва, на которой произрастает все остальное.

— У всех есть свои проблемы и свои достижения, и Омск на фоне других городов России и Сибири выглядит не так уж плохо даже по уровню зарплаты работников культуры. Я не оптимист и не пессимист, а реалист. Первым делом мы в каждом учреждении провели балансовую комиссию, чтобы оценить состояние дел, определить самые важные проблемы и наметить пути их решения.

Люди столько лет работали на одном энтузиазме, что сейчас им уже требуется хорошая финансовая подпитка, чтобы наша культура не выглядела провинциальной. В наших художественных школах очень интересная молодежь! И в этом году мы впервые смогли полностью выполнить программу «Одаренные дети» — она была профинансирована на 100%. Дети получили возможность побывать на всероссийских и международных конкурсах.

Впервые за много лет мы имеем возможность подготовить к зиме все школы искусств так, как это положено, потому что получили деньги на капитальный ремонт. Значит, школы смогут потратить заработанные ими деньги на развитие, приобретение новых инструментов, мебели и так далее. Если раньше 10 детей получали стипендию городской администрации, то в новом учебном году ее будут получать уже 20. Это наиболее одаренные дети, семьи которых не могут сами их поддержать.

Наши муниципальные театры работают очень интересно, и результаты их участия в различных фестивалях и конкурсах показывают, что многим государственным театрам из других городов до них далеко. В этом году им были полностью выплачены постановочные — реальные деньги, которых они не видели уже давно. Планируется повысить оплату труда их сотрудников. Кроме того, мы помогли нашим театрам найти хороших спонсоров.

Омичи уже успели привыкнуть к тому, что в этом году в каждом парке и сквере по субботам играют высокопрофессиональные коллективы: духовой и симфонический оркестры филармонии, Омский хор, ансамбли «Квадрат», «Мюзет», «Лад» и лучшие самодеятельные коллективы Домов культуры. И эти выступления полностью профинансированы. Конечно, это только первые шаги, но все же они должны стать неплохой поддержкой для людей, полностью отдающих себя творчеству.

— А какие проблемы на сегодня самые острые?

— Я считаю, что сейчас самое главное — эстетическое воспитание детей буквально с пеленок. Ведь если сегодня не помочь ребенку, который как губка впитывает все новое, то потом сделать это будет просто невозможно. Есть такие данные, что дети, родители которых уделяют внимание их эстетическому воспитанию, в 8 лет имеют такой же уровень развития, как другие дети в 12 лет. Поэтому совместно с управлением образования мы разработали несколько программ по эстетическому воспитанию школьников.

— У тех, кто занимал эту должность до вас, были свои мечты и планы. Люди ушли, а что произошло с их программами?

— Программ как таковых не было — только идеи. Интересные проекты есть и сейчас,но я предпочитаю говорить только о том, что уже сделано.

— В чем видите вы свою главную задачу на новом посту?

— Возродить былую славу городского управления культуры. Мне бы хотелось, чтобы оно стало тем местом, куда люди приходят со своими идеями и проблемами. Потому что мы должны быть уверены, что наши планы будут интересны омичам. Ведь культуру города создают все горожане, а не только управление культуры. И надо, чтобы люди это осознали.

— А какое из искусств ближе всего лично вам? На что удается выкраивать время?

— Пристрастий много, приглашений тоже, а времени — в обрез. В студенческие годы я очень увлекалась живописью. У меня была большая коллекция репродукций и книг по изобразительному искусству. Потом пришел период театра. Сейчас я изредка хожу на театральные премьеры и с большим удовольствием посещаю отчетные концерты музыкальных школ, потому что таких ярко одаренных детей я давно нигде не встречала.

— Спасибо за беседу!
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.