Цель любого контроля — защита интересов и прав каждого из нас. Однако до сих пор не было ни одного закона, который бы защищал от чрезмерного контроля всевозможные организации и предпринимателей. Теперь он есть и наверняка вызвал у некоторых контролирующих структур аллергическую реакцию. Взять, к примеру, положение новоиспеченного закона, касающееся сроков проведения контролирующих плановых проверок. Отныне они должны проводиться не чаще одного раза в два года. Представляете, если на работу какого-нибудь предпринимателя или организации не поступает жалоб, если у них нет никаких нарушений, они целых два года могут работать спокойно, не боясь, что нагрянут невзначай пожарники, СЭС — список контролирующих структур может быть очень длинный, — и начнут «копать», выискивая нарушения. Всякая проверка должна иметь законное обоснование. Закон как раз и направлен на то, чтобы властные структуры без нужды не лезли в работу предприятия и, по словам руководителя одной из контролирующих организаций, не вымогали деньги.
Есть в этом законе еще одна статья, которая усложняет деятельность государственных контролирующих служб и их взаимодействие с предпринимателями, организациями. В законе введено такое понятие, как презумпция добросовестности, то есть изначально предполагается, что та или иная фирма, предприятие работают в соответствии с законодательством (добросовестно). Теперь представьте ситуацию, когда какая-либо контролирующая структура выявляет у них в работе нарушения. Раньше события развивались, например, по следующему сценарию. Проверяющий орган делал соответствующее предписание. Если в течение установленного законом срока фирма или организация не устраняла нарушения, то дальше могли последовать либо наложение штрафа, либо приостановление действия лицензии, либо какое-нибудь другое наказание. То есть у хозяйствующего субъекта не было возможности обжаловать решение контролирующего органа. Однако сейчас все обстоит совершенно иначе. Фирма или организация могут не выполнять предписание контролирующей структуры и обжаловать его в судебном порядке.
Закон уже вступил в силу. Сейчас все проверяющие структуры должны будут привести свои внутренние инструкции в соответствие с этим документом. Кроме того, видимо, законодатели примут еще ряд подзаконных актов, которые определят дополнительные полномочия проверяющих организаций.
Клавдия КАРГАПОЛЬЦЕВА, руководитель управления Госторгинспекции по Омской области: «Контрольные проверки должны проводиться внезапно»
— Я не вправе критиковать документы, принимаемые на федеральном уровне. Закон вышел — и мы будем его исполнять. Хотя в нем, как и во всяком документе, есть свои минусы и плюсы, есть вещи, которые важны для нашей структуры, а есть и такие, которые для нас просто неактуальны. Например, в законе сказано, что контрольные проверки должны отныне проводиться не чаще одного раза в два года. В Омской области более 200 тысяч торговых предприятий, точек общепита. Все они находятся под нашим контролем. В госторгинспекции работает всего одиннадцать аттестованных специалистов. Даже если бы им очень захотелось проверять торговые предприятия чаще, у них все равно не получилось бы делать это больше одного раза в два года. Провести комплексную проверку — это не просто приехать проверить и уехать. Каждый специалист проделывает огромную работу с полученной информацией. Поэтому можно однозначно сказать — эта статья закона никак не повлияет на нашу работу.
Что действительно может сказаться на результатах нашей работы, так это новый порядок проведения проверок. Отныне мы должны заранее составлять план проведения проверок. Мы и до этого работали в соответствии с нормативными документами, и утвержденным планом работы. Сейчас же нам необходимо детально расписывать: место и время проводимых проверок. Я уверена во всех своих сотрудниках, но все равно считаю: данное требование закона провоцирует работников любой контролирующей структуры. План работы в соответствии с инструкцией по делопроизводству — не секретная информация, поэтому, где гарантия, что она не станет достоянием работников торговых предприятий. Любая контрольная проверка должна быть неожиданной. Иначе выявить нарушения, наказать тех, кто подвергает жизнь потребителей опасности, просто-напросто невозможно. Мы приезжаем в какой-нибудь магазин, а там уже все готово к нашему приезду или же он вообще закрыт. Как, например, до этого проводились комплексные проверки? Собирались работники контролирующих структур и сообща решали, где будет проходить проверка. Мне кажется, что эта статья закона несколько противоречит интересам потребителей.