Процесс реставрации занял почти два года, в нем поучаствовали и жители Омска.
На прошлой неделе, в дни празднования 100-летнего юбилея, Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля презентовал восстановленные каминные часы первой четверти XIX века. Часы произведены во Франции, в России они являются редкостью и хранятся только в двух музеях – в Омском музее изобразительных искусств и в Государственном Эрмитаже.
– В омский музей часы поступили в 1925 году из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда, – рассказал хранитель коллекции ДПИ Игорь ГЛАЗОВ. – До этого они принадлежали княжне Александре Николаевне Голицыной, проживавшей на Литейном проспекте, дом 7. К сожалению, часы не сохранились в своем подлинном виде. Были утрачены фигурка Вакха, гарцующего на лошади, собачка-маятник, борта телеги, часть упряжи, и главное – корпус самих часов в виде бочки. Посетители музея часто спрашивали: «Почему в этикетке указано "часы", а циферблата и стрелок нет?» И мы задались целью их отреставрировать.
Внешний вид часов восстанавливался по фотографиям. Все недостающие элементы были изготовлены в Омске, большая часть из них – реставратором по металлу Музея имени М.А. Врубеля Михаилом КУЗНЕЦОВЫМ. Выполнить фигурки Вакха и собачки ему помогла реставратор скульптуры Маргарита ЛЕВЧЕНКО. Сначала была сделана пластилиновая форма, затем – восковая, и только потом – отлив из латуни. Чтобы подобрать механизм, омичи уже обратились в лабораторию часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа.
– Нам привезли заготовку корпуса – бочку, мы поместили в нее механизм, – говорит заведующий лабораторией Михаил ГУРЬЕВ. – Конечно, было бы лучше, если бы к нам привезли сами часы. Мы предлагали такой вариант, но он более затратный, поэтому был выбран этот. В целом проект интересный, в первую очередь тем, что сама модель достаточно редкая. Во-вторых, процент утрат, с котором столкнулись реставраторы, непривычно высок, но всё, как видите, было восстановлено. Вообще, мы имеем дело со временем, а время – это мощный фильтр, который отсеивает то, что жить не способно. Данный экспонат доказал свою жизнеспособность.
Композиции с колесницами, повозками, управляемыми каким-либо божеством или мифологическим героем, в данном случае богом виноделия Вакхом, характерны для Франции эпохи Наполеона. Подлинное название часов неизвестно, и в омском музее их назвали «Повозка Вакха». Часы будут находиться в зале западноевропейского искусства под стеклянным колпаком. Это обеспечит и их лучшую сохранность, и точность, поскольку воздушные потоки влияют на маятник. То, что часы на ходу (завода хватает на неделю), тоже редкий случай для нашего музея – в его фондах есть только пара напольных часов в рабочем состоянии.
Кстати, посильную помощь в реставрационном процессе, который длился около двух лет, оказывали и посетители, оставляя (по желанию) пожертвования в специальных копилках. Теперь они с удовлетворением могут посмотреть на результат и своего участия.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА