Специалисты предупреждают: мошенники не дураки, не пытайтесь их обмануть.
В ходе пресс-конференция «Стоп, кибермошенники!» в Доме журналистов заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Омской области Владимир БЕЛОВ рассказал, что по итогам четырех месяцев 2025 года произошло снижение преступлений имущественного характера, совершенных с использованием информационных и коммуникационных технологий (по сравнению с аналогичным периодом 2024 года), на 10%. В цифрах: было зафиксировано 1796 таких преступлений. Из них 885 отнесены к категории тяжких, там речь идет о значительном ущербе. И дело вовсе не в том, что омичи разбогатели.
— Люди отдают не свои деньги, а заемные средства, – подчеркнул Владимир БЕЛОВ. – Алгоритмы, которые мы предлагаем финансовым организациям, к сожалению, не выдерживаются – и личные беседы, и задействование родственников при снятии крупных сумм.
В 2023 году в Омской области ущерб от преступлений, связанных с ИТ-технологиями, составил 1,5 млрд рублей, в 2024-м – 1,75 млрд рублей. По итогам четырех месяцев текущего года причинен ущерб на 475 млн рублей. Специалисты отмечают, что некоторые люди попадаются на уловки мошенников дважды и трижды, а бывает, что потерпевших начинают использовать и в других преступлениях, в том числе связанных с национальной безопасностью.
Владимир БЕЛОВ рассказал, как трансформировалась схема «сын попал в беду». После звонка мошенников, которые уже не пытаются быть убедительными, человеку звонят якобы из правоохранительных органов:
— Нами зафиксирована попытка совершения в отношении вас мошеннических действий. Ваши данные похищены, их используют мошенники». Человек не ведется, прекращает разговор. Но спустя двое-трое суток ему опять звонят: «У мошенников все получилось. Ваши средства ушли на финансирование ВСУ, вы будете привлечены к уголовной ответственности.
И здесь человек входит в состояние стресса, им начинают манипулировать.
— В органы внутренних дел обратилась потерпевшая. Женщине причинили ущерб на 150 тыс. рублей, – привел свежий пример Владимир БЕЛОВ. – Сначала ей звонили якобы с госуслуг. Ничего не получилось. А потом – госизмена. Она все свои средства, которые были, собрала – получилась сумма 150 тыс. 846 рублей, сложила все до копеечки. И преступники ей говорят: «Знаете, кассация дорогая нынче. Чтобы накопить сумму, нужно еще в несколько точек съездить. Вы же сможете сделать это как волонтер?». А женщина 1947 года рождения! Они ей вызвали такси. Она приехала в точку А к такой же потерпевшей, забрала у нее денежные средства, вернулась домой, где по указанию мошенников в цветочный горшок закопала деньги, которые ей передала другая потерпевшая, сверху посадила цветок. После этого таксист, которого используют втемную, отвез посылку в точку Б соучастнику преступления. Почему такая изощренная схема? Потому что сотрудники службы такси, которые выступают в качестве курьеров, хорошо осведомлены о возможных схемах. Женщина сказала таксисту, что передает цветок своей снохе в подарок. И так она сделала четыре раза, т. е. фактически была посредником в четырех преступлениях.
Старший оперуполномоченный отдела по борьбе с киберпреступлениями УМВД России по Омской области Анатолий ГИЛЬ рассказал, что по-прежнему популярны инвестиции в криптовалюту. Некоторые сервисы предлагают «восстановить» карты «Виза» и «Мастеркард». Также популярны фишинговые ресурсы для помощи жертвам мошенников, где некие организации под эгидой юридической помощи гарантируют 100% возврат денежных средств вне зависимости от того, сколько потеряли. Поскольку они просят довольно ощутимое вознаграждение – 20–30% от похищенной суммы, им доверяют – люди берут кредиты и теряют еще и эти средства.
Заместитель управляющего Отделением Омск Банка России Наталья СТРЕЛЬНИКОВА рассказала, что 15 мая вступил в силу закон, который ограничивает возможности дроперов по выводу и обналичиванию похищенных денежных средств:
— Теперь они не смогут переводить себе или другим людям сумму, превышающую 100 тыс. рублей в месяц. Откуда берется информация о дроперах? Она попадает в базу Банка России о мошеннических операциях и доступна всем банкам и правоохранительным органам. База формируется из сведений, поступающих из банков, учитывает информацию, которую получает от правоохранительных органов.
За прошлый год в России в эту базу включили более 700 тыс. номеров. По словам Натальи СТРЕЛЬНИКОВОЙ, вводимые ограничения можно обойти:
— Если человеку необходимо превысить этот лимит, он сможет это сделать, но для этого нужно прийти в банк с документом, удостоверяющим личность. Кроме того, на платежи в адрес юридических лиц это ограничение не распространяется.
Таким образом, оплатить коммунальные услуги люди, попавшие в базу Банка России, смогут.
Владимир БЕЛОВ отметил, что чаще всего дроперами становятся безработные и студенты, т.е. люди, мечтающие быстро заработать. Причем иногда это желание выливается в совсем смешные суммы. В начале 2025 года жертвами мошенников чаще всего становились пенсионеры – 27%, несовершеннолетние попадали на удочку мошенников редко – 2–3%, существенную часть пострадавших представляют женщины – 57%.
— Жертвой преступления может стать любой человек, в том числе и сегодняшние спикеры! – заявил Владимир БЕЛОВ и рассказал, как он собирался подыграть мошеннику, а в итоге с трудом остановился, поняв, что человек на том конце провода его запутал. – Преступники тоже не дураки, это серьезные люди, которые проходят различные тренинги. Любой мошенник востребован, когда он реально приносит прибыль работодателю. Мне всегда интересно, какова выгода преступников. Пару недель назад мы оказывали правовую помощь коллегам из другого региона. Они приезжали за жителем города Омска, который на протяжении 7 лет оказывал помощь преступникам, занимавшимся хищением денежных средств с использованием фишинговых сайтов. Условно: каждое удачное преступление их исчислялось миллионами. Когда его спросили, сколько он зарабатывал, он сказал, что преступники ему платили 18 тыс. рублей в неделю!
Владимир БЕЛОВ рассказал, что 60% доходов такие преступники тратят на организацию преступления и только 40% распределяют между собой.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 июня 2025 года.
Фото © Александр ТРУШ