Все рубрики
В Омске вторник, 10 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,3759    € 105,0996

Чьи в Омске смолы?

21 февраля 2002 14:31
0
2891

Вокруг завода ионообменных смол бушуют шекспировские страсти. 

18 января этого года территорию бывшего завода пластмасс посетил губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ. Ныне здесь расположено полтора десятка предприятий, крупнейшие из них — ЗАО «Полистирол» и ОАО «НО „Завод ионообменных смол“ (ЗИС). Деятельность „Полистирола“ губернатор оценил положительно, а вот по поводу НО „ЗИС“ выразил беспокойство. Из-за запутанности в финансовых вопросах область может лишиться части своего имущества в этом предприятии, принадлежащий учрежденному обладминистрацией ОАО „Сибирская топливно-энергетическая компания“ (СТЭК). Леонид ПОЛЕЖАЕВ поручил провести аудиторскую проверку НПО „ЗИС“ и СТЭК и детально разобраться в имущественных проблемах предприятия. „КВ“, следуя губернаторским заветам, тоже решили разобраться в том, что же происходит там на самом деле.

Главное — ввязаться в драку

Когда-то омский завод пластмасс начали строить по постановлению Совмина и ЦК КПСС, в проекте было задействовано несколько союзных министерств. Благодаря этой всесоюзной ударной комсомольской стройке правительство выделило деньги на строительство нового моста через Иртыш и международного аэропорта в Федоровке.Мост успели построить быстро, а вот Федоровка осталась памятником бесхозяйственности после развала сверхдержавы. Комплекс по производству ионообменных смол должен был обеспечить энергетическую безопасность страны, строили его с размахом. Но, как водится, к моменту запуска в 1989 году выяснилось, что технология уже устарела, поэтому сразу начали перестраивать производство, но в советские годы не успели, а потом не до того стало.

Акционировавшись отдельно от остальных производств завода пластмасс, ОАО «ОМИС», несмотря на все валютно-хозяйственные неурядицы, выпускало ионообменные смолы и хозяйствовало вполне успешно. Во всяком случае, основной владелец его акций — ОАО «Омскхимпром» — задолжал ОМИСу около 65 млн. рублей, а потом послужил главной причиной остановки его производства. За долги Омскэнерго 19 декабря 1997 года обесточило не только простаивающий Омскхимпром, но и работающий ОМИС, с тех пор ионообменные смолы в нашем городе не выпускаются.

Охотников до неработающего ионообменного производства хватало, но заняться им решила областная администрация. Согласно распоряжению губернатора № 466-р от 2 ноября 1999 года областная администрация учредила ОАО «СТЭК», которому и было поручено заняться возрождением омской ионки. СТЭК оперативно, уже в феврале 2000 года, подписала договор о приобретении имущественного комплекса ОМИСа, переживавшего процедуру банкротства. Однако выкупать ионообменное добро оказалось не на что, поскольку кроме трех миллионов рублей уставного капитала у областной компании за душой ничего не было.

Поскольку учредитель не собирался вкладывать средства в приобретение имущества, СТЭК пришлось расторгнуть ранее подписанный договор и ограничиться приобретением двух цехов — подготовки сырья и реагентов (ПСИР) и первого — на сумму уставного капитала. Однако даже это имущество оказалось обременительным для СТЭК, поскольку средства на его содержание у областной компании отсутствовали. Зарплата принятым работникам, налоги, расходы на ремонтно-восстановительные работы и содержание инфраструктуры — все это необходимо было оплачивать, но у СТЭК никаких денег не было.

Попытки взять кредиты в банках ни к чему не привели, поскольку право собственности на приобретенное СТЭК имущество не было оформлено. Кредиторская задолженность областной компании росла стремительно, и, по признаю генерального директора ОАО «СТЭК» Алексея КОНТРИМОВИЧА, могла возникнуть угроза банкротства, ведь сроки задолженности превышали три месяца. И тут появился партнер, который позволил СТЭК выйти из штопора, — ОАО «Объединенный рынок электрификации и мощности» (ОРЭМ).

Интересы бывают разными

ОАО «ОРЭМ» было создано в 1997 году, 50% его акций принадлежало АК «Омскэнерго», остальные — Некоммерческому партнерству «Расчетный центр „Сибирьэнерго“ (Красноярск) и Коммерческому товариществу „Эмиссионный центр “Сибирьэнерго» (Горно-Алтайск). ПО словам его многолетнего директора Евгения РЕДДИХА, ОРЭМ было создано для повышения оперативности расчетов Омскэнерго за перетоки и электроэнергию, приобретаемую на ФОРЭМ. В период сложного финансового положения омской энергокомпании дополнительный лимит кредитования был весьма кстати.

Кредитовался ОРЭМ через Сбербанк, имел свой процент, но в 2000 году возникла проблема со взятием очередного кредита из-за аффилированности Омскэнерго. Чтобы не потерять кредитную линию, в мае 2000 года доля Омскэнерго в ОРЭМ была продана московскому ООО «Альмедоник» за 500 тысяч рублей. А вскоре Омскэнерго, развернувшее активную борьбу с должниками, смогло рассчитываться за приобретение недостающей электроэнергии самостоятельно и в услугах ОРЭМ больше не нуждалось.

ОРЭМ, пустивший в свободное плавание, приобрело подстанцию «Комсомольская» и второй водоподъем, которые когда-то принадлежали Омскхимпрому. Хотя компания стала частной и уже не имела никакого отношения к Омскэнерго, но почему-то ОРЭМ по-прежнему продолжали причислять к энергетикам. Так, генеральный директор ОАО «ОРЭМ» Евгений РЕДДИХ в письме к председателю комитета кредитов ОАО «ОМИС» Леониду САМОЙЛЕНКО от 14 декабря 2001 года ходатайствует о покупке оставшейся части имущественного комплекса ОМИСа с целью эффективной реализации совместного проекта администрации Омской области и энергетиков по восстановлению производства ионообменных смол.

Председатель комитета по управлению имуществом Омской области Александр ГРОХОТОВ в письме к САМОЙЛЕНКО от 18 декабря 2000 года рекомендует продать остатки ОМИСа именно ОРЭМ, потому что «на сегодняшний день имеется реальная возможность восстановления производства ионообменных смол в Омской области совместными усилиями администрации Омской области и энергетиков». Комитет кредиторов ОМИСа не мог не поддержать рекомендацию вице-губернатора и 19 декабря принял решение о продаже имущества именно ОРЭМ. А 22 декабря на аукционе, на котором с ОРЭМ соперничало ООО «Финэнерго» (учредителем которого было тоже Омскэнерго), то, что не сумело выкупить СТЭК, приобрело ОРЭМ за пять миллионов рублей.

В декабре 2000 года ОАО «СТЭК» и ОАО «ОРЭМ» создали ООО «НПО „Завод ионообменных смол“ с уставным капиталом 84 тысячи рублей. Доля СТЭК в нем составила 51%, ОРЭМ — 49%, но свое имущество в новое ОАО учредители не вносили, решив, что так надежнее будет. За период самостоятельного хозяйствования СТЭК накопила долгов на 7,6 млн. рублей, которые ей помог погасить новый партнер. Причем, чтобы не было сомнений, по отдельным договорам деньги перечислялись ОРЭМ на счет СТЭК, за счет этого балансовая стоимость имущества СТЭК возросла до 10,6 млн. рублей.

Официальной договоренности о том, как областная компания станет погашать долги перед ОРЭМ не было, по словам руководителей ОРЭМ, эти деньги планировалось получить из будущих прибылей, когда производство заработает. Создав НПО „ЗИС“, СТЭК избавилась от дальнейших затрат по содержанию имущества, теперь избавилось от дальнейших затрат по содержанию имущества, теперь зарплату, налоги, затраты на восстановление производства и обслуживание инфраструктуры несет ЗИС, а фактически ОРЭМ — вложивший сюда уже более 30 млн. рублей.

Однако безоблачные отношения между партнерами, один из которых нес основное бремя затрат, а другой ничего, кроме имущества, не имел, не могли продолжаться бесконечно. 26 декабря прошлого года ОРЭМ по договору цессии уступил право требования долга в размере 7,6 млн.рублей со СТЭК ООО „Инвестиционно-промышленная компания “Техэнергофинанс». А уже 14 января этого года Техэнергофинанс обратилсяс исковым заявлением в арбитражный суд о взыскании задолженности со СТЭК. В ходатайстве о принятиимер по обеспечению иска Техэнергофинанс попросил наложить арест на имущество, принадлежащее СТЭК, чтобы его нельзя было продать до окончания судебного разбирательства.

А ты кто такой?

Как уверяет бывший генеральный директор ОРЭМ, а ныне генеральный директор ОАО «Омская региональная энергетическая компания — Евгений РЕДДИХ, судебные разборки по поводу долга СТЭК начаты исключительно в целях самообороны. Дело в том, что 28 декабря прошлого года на имя губернатора поступило письмо от руководства ЗАО „Хим-траст“, в котором областной администрации предлагалось продать принадлежащее СТЭК имущество за три миллиона рублей и в случае положительного решения вопроса запустить производство ионообменных смол уже весной этого года.

Сейчас имущество СТЭК стоит уже 10,6 млн. рублей, правда, большая часть его стоимости возникла за счет заемных средств. Если областная администрация вдруг решит продать его дешевле, то на СТЭК останется висеть долг в 7,6 млн. рублей, теперь уже даже не перед партнерами, а перед совершенно посторонней фирмой. Конечно, учредитель может и отказаться от обязательств по долгам СТЭК, но вряд ли нынешний кредитор откажется от своих притязаний. В то же время областной власти вряд ли понравится, если СТЭК лишится части своего имущества, что подтверждает поручение, данное губернатором, разобраться в имущественныхотношениях между совладельцами ионообменного производства.

Камнем преткновения является цех ПСИР, который достался СТЭК. Этот цех предназначен для приема, хранения и откачки сырья и готовой продукции всех производств бывшего завода пластмасс. Пока, его владельцу использовать его нет надобности, поскольку производство ионообменных смол пятый год стоит. А вот „Полистирол“, выпускающий одноименную продукцию и фталевый ангидрид, пользуется складами и резервуарами ПСИРа на всю катушку, но при этом ничего владельцу не платит, поскольку нет договора. Попытка руководства НПО „ЗИС“ не пускать „Полистирол“ в ПСИР без оплаты ни к чему не привела — последовало распоряжение вице-губернатора Александра ЛУППОВА не мешать работать соседним производствам до детального разбирательства по этому вопросу.

В результате распродажи имущества Омскхимпрома железнодорожные подъездные пути, система теплоснабжения, канализация, оборотныйи хозяйственный водопровод, ремонтный цех и прочая инфраструктура достались „Полистиролу“, который организовал для их эксплуатации специальное ЗАО „Завод пластмасс“, которому НПО „ЗИС“ платит по 500 тысяч рублей ежемесячно за тепло, свет, воду, охрану и прочие услуги. А в руках НПО „ЗИС“единственный противовес — ПСИР, без которого „Полистиролу“ не обойтись, вот и развернулась за него нешуточная борьба.

Между тем основному фактическому владельцу производства ионообменных смол — ОАО „ОРЭМ“ — тоже предстоит разбираться со своим бывшим учредителем. Новый генеральный директор АК „Омскэнерго“ Александр АНТРОПЕНКО, вступив во владение обширным энергетическим хозяйством, обнаружил, что ОРЭМ уже не имеет никакого отношения к энергокомпании и при этом владеет немалым имуществом. Преведенный по его поручению анализ сделок между Омскэнерго и ОРЭМ свидетельствовалоб убытках, полученных энергокомпанией, и прибылях, доставшихся ОРЭМ. К тому же в договоре о продаже доли Омскэнерго в ОРЭМ стоит подпись не тогдашнего генерального директора Евгения БЕЛОВА, а чья-то другая.

Если учесть, что Омскэнерго сейчас платит Водресурсу (учредителем которого является ОРЭМ) около миллиона рублей в месяц за пользование услугами второго водоподъема, то причин вернуть потерянную дочку в прежнее стойло у энергокомпании более чем достаточно. Поэтому со стороны Омскэнерго уже поданы заявления в суд и правоохранительные органы, о том чтобы признать незаконной сделку по продаже 50% акций ОРЭМ „Альмедоник“». Правда, бывший руководитель ОРЭМ Евгений РЕДДИХ уверяет, что все тогда было оформлено без сучка и задоринки, но теперь это еще нужно будет доказывать в суде.

Два владельца в одной берлоге

Существующие на одной территории «Полистирол» и НПО «ЗИС» никак не могут договориться о добрососедстве. Между ними заключено соглашение только по совместному содержанию медпункта, других договоров нет. В созданное на паритетных началах ЗАО «Пластмасс-Сервис» должны были войти все вспомогательные структуры, но эти функции взяло на себя ЗАО «Завод пластмасс», которое получило необходимые лицензии раньше и взяло в аренду или на хранение совместное имущество.

— Мы подали иск в арбитражный суд по установлению юридического факта собственности, — рассказал генеральный директор ЗАО «Пластмасс-Сервис» Александр РОЩИН. — Совместную собственность — административно-бытовой корпус, здание стоматологической поликлиники, гостиницы и другие- «Завод пластмасс» использует самостоятельно, сдает в аренду сторонним структурам. «Полистирол» рассматривает НПО «ЗИС» как источник незапланированных доходов, предлагает заведомо невыгодные условия договоров, в результате две площадки будут обрастать собственной инфраструктурой, чтобы существовать автономно друг от друга.

Главная проблема в том, что производство полистирола и фталевого ангидрида работает, а ионообменных смол стоит, поэтому ему пока просто не нужно много услуг. В результате основное бремя затрат по содержанию совместной инфраструктуры ложится на «Полистирол» и удорожает его продукцию. В то же время у другой стороны есть претензии по содержанию ПСИР, которым пользуется только «Полистирол», при этом мощности изнашиваются, разукомплектовываются, но не ремонтируются. Так, когда полистирольцы смяли ребра жесткости у 2000-тонного резервуара, случился небольшой скандал, после которого НПО «ЗИС» просто отключили от селекторной связи.

В принципе, запустить производство ионообменных смол можно через несколько месяцев, но, по мнению председателя совета директоров НПО «ЗИС» Александра ЧИПЛИЕВА, в нынешнем виде этого делать нельзя — продукция будет неконкурентоспособной. Сейчас в России ионообменные смолы выпускает в небольшом количестве только кемеровское ОАО «Азот», а смолы марок «Purolite», «Amberlite», «Varion», «Donex» импортируются из Великобритании, Германии, США и с Украины — с Приднепровского химзавода. Чтобы на равных конкурировать с западными производителями и вытеснить их с российского рынка, нужно приложить немало усилий и вложить много денег.

НПО «ЗИС» заказало новую холодильную установку в питерском НИИ «Пласплолимер», градирню — в Челябинске, проведены предварительные переговоры с четырьмя альтернативными поставщиками сырья. Предстоит приобрести азотно-кислородную установку, потому что нынешняя чересчур громоздкая, на ней планировали производить жидкие газы для Байконура. Кроме того, нужно сделать новую подводку газа, потому что мощности старого газопровода едва хватает для нужд «Полистирола».

Понятно, на все это нужны немалые средства. НПО «ЗИС» собирается взять банковский кредит,только вот имущественные разборки атнюдь не способствуют возрождению производства. По самым оптимистическим прогнозам, на запуск производства низкоосновных анионитов, с которых решили начать, потребуется еще не меньше года. Если не удастся договориться с работающим соседом, НПО «ЗИС» придется полностью прокладывать собственные коммуникации, а «Полистиролу» в этом случае нужно будет строить свой ПСИР. Дополнительные затраты отодвинут запуск «ионки» еще на несколько месяцев, но это уже дело принципа для новых владельцев. А пока НПО «ЗИС» ОРЭМ, СТЭК по поручению губернатора проверяют ОБЭП и налоговая инспекция.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.