В конце прошлого года в омские банки поступила инструкция ЦБ, подписанная главным финансистом страны Виктором ГЕРАЩЕНКО. Документ «прописывает» все те действия, которые обязаны осуществить банкиры в рамках российского антиотмывочного закона.
Прежде всего в кредитных организациях появится специальная служба внутреннего контроля. Руководитель ее будет подотчетен только председателю правления банка. Он получает право запрашивать информацию в каждом подразделении по поводу характера любой сделки, а также снимать копии с полученных документов, включая «копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах». Причем копировать таким образом, чтобы потом документ можно было представить в суд в качестве доказательства.
Все клиенты банка обязаны будут в ближайшее время заполнить утвержденную ЦБ анкету, где есть, например, вопросы о прошлых финансовых проблемах, о доле на рынке, о конкуренции и так далее. Отказе в заполнении такой анкеты или невнятный ответ даст повод занести клиента в список «подозреваемых». Причем банкирам категорически запрещено сообщать клиенту о включении того в «черный» список.
Критерии выявления подозрительных сделок в инструкциях ЦБ чрезвычайно размыты. Кроме того, что таковыми автоматически становятся все сделки сумму свыше 600 тысяч рублей, существует еще около пятидесяти поводов взять клиента под колпак. Такие, например, как:
— необоснованная поспешность в проведении операций, на которой настаивает клиент;
— отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к кредитной организации;
— нерегулярное или однократное использование клиентом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме... с последующим закрытием счета либо прекращения по нему операций.
Более того, если клиент вдруг решит, что в другом банке ему будет удобнее обслуживаться, то кредитные учреждения, откуда он уходит, вправе внести его в список «подозреваемых» — есть такой пункт в инструкциях.
В ближайшее время ЦБ приступит к проверкам: как банки выполняют данные предписания. Если в ходе проверки выяснится, что ответственный сотрудник кредитной организации упустил из виду какую-либо подозрительную операцию, меры к банку могутбыть приняты самые жесточайшие, вплоть до отзыва лицензии. Так что вполне возможно, какой-то период у ответственных будет стремление скорее сделать «пере», чем «недо».
Специалисты по безопасности прогнозируют возможные проблемы. Такую, в частности: кто-то может договориться с операционисткой в банке, и она занесет нужного клиента в «черный» список. Тот и подозревать об этом не будет, лишь удивляться повышенному вниманию к себе правоохранительных органов.
Далее, есть вопросы с тем, куда, собственно, попадает информация, собранная банкирами. Как утверждается, она автоматически в полном виде(!) отправляется в Центробанк, который, не читая, переадресовывает ее в комитет по финансовому мониторингу (КМФ) при Министерстве финансов. Он, в свою очередь,направляет данные в правоохранительные органы для проверки. В итоге вся эта информация в конце концов попадает в областные ФСБ, УВД и налоговую полицию (кто же еще в состоянии проверить неблагонадежных на местном уровне). А значит, при такой длинной цепочке неизбежна утечка информации. К конкурентам и бандитам, да и мало ли к кому еще.
Лев АБАЛКИН.
В омских банках не спешат комментировать нововведения. Пресс-служба омского отделения «Альфа-банка» сообщила «КВ», что все материалы о новом законе к ним поступили с грифом «конфеденциально», поэтому от комментариев их специалисты воздерживаются. В пресс-службе Омскпромстройбанка рассказали о том, что подобный отдел и даже целое управление внутреннего контроля у них существует давно, похожая схема отрабатывалась на валютных операциях. Специалисты для таких дел в банке есть. Реакцию клиентов пока не наблюдали. Комментируя новый закон, директор омского филиала банка «Сибирское ОВК» Виктор КОЗЛОВ, в свою очередь, сказал: «Закон сталкивает два стремления государства. С одной стороны, гарантия банковской тайны, которая способствует вовлечению денежных средств в „светлую“ часть экономики. С другой стороны, необходимость борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Государство недвусмысленно оставляет за собой приоритет — с преступностью надо бороться. Законопослушным клиентам банка бояться нечего. Государство показывает — легальный бизнес выгоден и перспективен. И это нужно принять как аксиому».
Возможно, законопослушные граждане так и сделают. Но вряд ли им понравится, что коммерческая тайна их предприятия (на которую они опять же по закону имеют право) вдруг перестает быть таковой для отдельно взятого банка.
Лариса ВАСИЛЬЕВА.