О ПРИЯТНОМ
Главное и несомненное достижение 2001 года — существенное увеличение поступлений в территориальный фонд ОМС. Объем платежей на неработающее население вырос по сравнению с 2000 годом в 10 (!) раз. Если два-три года назад эти платежи были чисто символическими (ну что такое 3 рубля в год на человека?), то теперь они куда более реальны.
Причем можно ожидать дальнейшего роста их объема — ведь в 2001 году сельские муниципальные образования исполнили бюджет по платежам на неработающее население только на 47%. И все же основным источником наполнения фонда ОМС остались взносы предприятий, которые составили 72% всех поступивших средств. При этом за год было собрано на 149 млн. рублей больше запланированного.
Благодаря дисциплинированности основной части плательщиков взносов удалось получить больше и субвенций из федерального фонда: 46 млн. рублей против 26 млн в 2000 году. Эти средства поступили на территорию области безвозмездно и были потрачены на поддержку учреждений здравоохранения.
В итоге оказалось, что в 2001 году доходы территориального фонда в полтора раза превысили расчетные показатели. Куда же пошли эти средства? Естественно, на финансирование территориальной программы оказания бесплатной медицинской помощи. Дважды проводилась индексация заложенных в программу тарифов на медицинские услуги: с 1 июля — в 1,3 и с 1 ноября — еще в 1,2 раза.
Медицинские учреждения за год получили 575,3 млн. рублей, что на 152,5 млн больше, чем в 2000 году. Велика ли прибавка? Судите сами: финансирование двух самых крупных лечебных учреждений Омска (многопрофильной больницы на Левобережье и областной клинической больницы) обходится в 32 млн и 30 млн рублей в год.
Все эти данные 12 марта 2002 года привел в своем докладе на коллегии Главного управления здравоохранения (ГУЗО) администрации Омской области первый заместитель исполнительного директора территориального фонда ОМС Омской области Евгений ЧЕРЕПАНОВ. К сожалению, прозвучали в его докладе и другие цифры, куда менее приятные для слуха.
О ГРУСТНОМ
Элементарный анализ показывает, что поступления в фонд ОМС вполне можно было бы увеличить за счет средств, перечисляемых за лечение иногородних граждан. В 2001 году по данной статье было получено всего 5 млн рублей, причем вклад муниципальных учреждений города Омска составил лишь 6,2% от этой (прямо скажем, невеликой) суммы.
Можно с уверенностью сказать, что на самом деле в городских поликлиниках и стационарах получает медицинскую помощь значительно большее число иногородних пациентов, чем это оформляется должным образом — в виде реестров, подлежащих оплате. За год такие реестры представили лишь три из десяти медицинских учреждений Ленинского округа, а в Советском округе — только два из семнадцати.
Как известно, граждане РФ имеют право на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории России. Но нередко их права нарушаются: имеющим полис ОМС настоятельно рекомендуют заплатить за услуги или купить полис добровольного страхования (ДМС). И они платят — куда деваться! А потом пишут жалобы...
Возросло число жалоб и на некачественно оказанную медицинскую помощь. В 2001 году в территориальный фонд и медицинские организации поступило 280 обращений от застрахованных. 150 из них разрешены в досудебном порядке, при этом сумма материального возмещения составила почти 30 тыс. рублей (в 2000 году — 9,7 тыс. рублей). В суде рассмотрены и разрешены в пользу застрахованных 4 дела, а сумма возмещения по ним составила 64,7 тыс. рублей (в 2000 году — 26 тыс.).
Еще одна проблема — нецелевое использование средств ОМС. В 2001 году такие факты были выявлены в 85 из 129 учреждений, работающих в системе ОМС. Общая сумма использованных не по назначению средств превысила 15 млн рублей, что опять же выше уровня 2000 года.
Впрочем, под определение «нецелевое использование» подпадают очень разные факты. Одно дело, когда деньги тратятся на дорогостоящий ремонт начальственных кабинетов, и совсем другое, когда речь идет о капитальном ремонте медицинской техники, без которого порой просто невозможно обойтись.
По данным ГУЗО, до 70% (!) имеющегося медицинского оборудования уже должно быть списано. Одномоментно заменить такое количество аппаратуры невозможно, как нельзя и отменить исследования, операции и другие виды медицинской помощи, для оказания которых она используется. Вот и приходится чинить да латать то, что есть.
По этому поводу начальник ГУЗО Владимир САМОЙЛОВ очень верно заметил: «Инструкции — вещь хорошая, но не тогда, когда они мешают делу. Если мы будем строго соблюдать все инструкции, нам придется прекратить оказание медпомощи. Поэтому все мы должны работать, руководствуясь одним соображением: приносят ли наши действия пользу территории».
Тот же ремонт оборудования нельзя включить в генеральное тарифное соглашение, но согласительная комиссия может принять решение о расширении перечня допустимых расходов. Именно она и становится арбитром в спорных ситуациях. А для того чтобы вовремя выявить противоправные действия нерадивых руководителей, создана межведомственная комиссия по контролю за целевым и рациональным использованием средств ОМС.
Первые итоги работы в 2002 году показывают, что ситуация с финансированием территориальной программы ОМС пусть медленно, но все же продолжает улучшаться. И теперь главным становится вопрос грамотного использования этих средств. Хотелось бы надеяться (и поскорее убедиться в этом на собственном опыте), что для системы ОМС самые тяжелые дни остались уже позади.
Екатерина СЕРВАХ.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Игорь ШЕСТЕЛЬ, директор страховой компании «АСКО-Забота»:
— Финансирование медицинских учреждений сейчас производится регулярно, и тарифы вполне соответствуют уровню затрат на медицинское обслуживание. Другой вопрос — как эти деньги используются.
Наши эксперты не только проводят плановые проверки историй болезней, но и выезжают в лечебные учреждения — в первую очередь те, откуда к нам поступают жалобы на качество оказания медицинской помощи.
Опыт показывает, что довольно часто причиной жалоб становится недопонимание пациентами своих прав. Поэтому сегодня мы стараемся совмещать контрольные и просветительские функции, разъясняя медикам их обязанности, а пациентам — их права.
Андрей СТОРОЖЕНКО, начальник городского управления здравоохранения:
— В минувшем году городские лечебно-профилактические учреждения почувствовали реальное улучшение финансовой ситуации: увеличилось снабжение медикаментами, расходными материалами, продуктами питания.
Кроме того, они получили возможность оплачивать за счет средств ОМС ремонт медицинской техники. Сейчас на стадии рассмотрения находится вопрос о том, чтобы разрешить тратить эти средства также на приобретение новой техники. Все это самым положительным образом сказывается на качестве медицинских услуг, предоставляемых омичам.