Размножение почкованием
Первой омской газетой на автомобильную тематику был «Авторынок», появившийся в 1996 году. Спустя два года, после дефолта, он трансформировался в «АвтоОмск», который до сих пор с 10-тысячным тиражом занимает лидирующее положение на этом рынке. В том же 1998 году в свет стала выходить газета «Автосправка», у истоков которой стоял Сергей СОКОЛОВ, ранее бывший редактором «Авторынка». А через два года после того, как ему там дали отставку, он начал выпускать новую газету — «Авторынок».
Вообще «Автосправка», владельцем которой является предприятие «Промприбор», занимающееся торговлей машинами, запчастями, автохимией, ремонтом «железных коней» и прочими автоуслугами, выступила инициатором появления новых автогазет. Владелец «Автосправки» Валерий РЯБЦЕВ отличается тем, что регулярно меняет в своей газете редактора, а с ним и всю команду. А после этого появляются новые автоиздания: сначала «Авторынок», а в прошлом году, после ухода Евгения ГЕРВАЛЬДА, — «Автострада».
В прошлом году появился еще один игрок на местом автогазетном поле — «Авто-Проспект», который в чистом виде является газетой бесплатных частных объявлений. В принципе, все омские автоиздания — это газеты бесплатных объявлений на автомобильную тематику. Однако если остальные помимо объявлений и рекламы размещают на страницах материалы, посвященные местным российским и мировым реалиям и событиям, то «Авто-Проспект» принципиально этого не делает и, по словам его редактора и учредителя Олега ЧЕРНЫШЕВА, даже и не собирается.
Осенью прошлого года вышло пять номеров омского выпуска газеты «За рулем-регион», но занимавшийся этим проектом издатель Сергей ПУГАЧЕВ не захотел реализовывать его из-за массы сложностей и сомнительности перспектив. В этом году эстафетную палочку по воплощению проекта журнала «За рулем» подхватил Евгений ГЕРВАЛЬД, который ранее возглавлял «Автостраду». Учредителями «Автострады» были Леонид КОНЮХОВ, Сергей ЗАМУРАЕВ и Виталий АРЖАННИКОВ, за 9 месяцев газета вышла на безубыточность, но после того как у ее редактора случился конфликт с двумя учредителями, эта газета в марте этого года прекратила свое существование. Оказалось, что машинами торговать выгоднее, чем выпускать газету, вот учредители и решили не возрождать «Автостраду» после ухода ГЕРВАЛЬДА.
Некоторое время в Омске выходила еще одна газета «Спутник автомобилиста». Специалисты вспоминают, что именно в ней были материалы на местную автотематику весьма высокого качества. Но просуществовала она недолго, видимо, не сумела найти свою нишу. Да, еще в этом году начало выходить ежемесячное приложение к «АвтоОмску» — «Пик скорости», посвященное автосоревнованиям. Как заверяют редакторы всех омских автоизданий, у каждого из них есть своя ниша и все довольно уверенно смотрят будущее.
Борьба за читателя
Как ни крути, но омский авторынок хоть и довольно широкий, но эксклюзива для местных автоизданий явно не хватает. По признаю самих редакторов, газетные объявления о продаже автомобилей на 80-90% дублируются во всех изданиях. Автовладельца, вознамерившегося продать свое авто, понять не сложно: чем в большем количестве изданий появится его объявление, тем больше у него шансов на скорую продажу. Логика желающих приобрести средство передвижения тоже легко объяснима: лучше купить сразу все автоиздания, чтобы не упустить самое выгодное предложение. Тем более что это не слишком накладно на фоне цены «железных коней».
Наиболее уверенно чувствует себя на рынке старейшее издание «АвтоОмск»: и тираж у него самый высокий, и рекламы больше всего, хотя расценки выше, чем у других. Что интересно: редакторы автогазет обвиняют друг друга в демпинге по рекламе, но вот в огород «АвтоОмска» камней никто не бросает, все признают, что эта газета не демпингует. «АвтоОмск» регулярно посылает своих представителей на московские, тольяттинские автомобильные выставки, на крупные автосоревнования в других городах.
Как считает редактор «АвтоОмска» Алексей САФРОНОВ, основная битва идет не за рекламодателя, а за читателя. Если у издания есть свой читатель, будет и реклама. В «АвтоОмске» довольно много местных материалов, потребности читательской аудитории отслеживаются, поскольку есть обратная связь в виде звонков, писем и визитов. В то же время в газете нет и не может быть сравнительного анализа омского авторынка — трудно ругать своих рекламодателей.
В «Авторынке» тоже есть блок местных автоновостей, но в основном — перепечатки из других изданий и Интернета. Стиражом в пять тысяч экземпляров это издание с жиру не бесится, но твердо стоит на ногах. В то же время и каких-то больших перспектив у «Авторынка» тоже нет, чтобы отвоевать рынок у конкурентов, нужны солидные финансовые вливания, на которые вряд ли пойдут его владельцы.
В «Автосправке» за почти четыре года существования сменилось шесть редакторов, что отнюдь не способствовало ее процветанию. По мнению ее нынешнего редактора Ирины МИЩЕНКО, газета чувствует себя достаточно бодро, держит нос по ветру. Частных объявлений в этой газете больше, чем в других, потому что она активно сотрудничает с компанией «Мобил Телеком», которая принимает массу частныхобъявлений по телефону. «Автосправка» будет существовать до тех пор, пока ее издание приносит пользу ее владельцу, она и создана для поддержки и сопровождения другого бизнеса.
«Авто-Проспект» отпочковался от самой толстой омской газеты бесплатных объявлений «Проспект» и стал публиковать объявления о продаже машин, сопровождая их фотографий каждого конкретного авто. Черно-белые снимки публикуются бесплатно, цветные стоят 30 рублей, такой услуги другие издания практически не оказывают. По отзывам редакторов других автогазет, «Авто-Проспект» — это надуманный и преждевременный проект. В США, к примеру, выходит цветной журнал с объявлениями о продаже техники, и не только автомобильной, которая сопровождается фотографиями, об уровне полиграфии говорить не приходится — у нас такого нет.
В Москве газета «Из рук в руки» тоже публикует объявления о продаже автомобилей, в основном импортных, в сопровождении фото, но стоит эта услуга 400-500 рублей. У нас ничего сверхъестественного почти не продается, импортные модели можно легко найти в автокаталогах, а наши отечественные машины и без того отлично известныавтолюбителям. Поэтому особого смысла публиковать их фото нет. К тому же значительная часть объявлений дублируется из номера в номер, поэтому при кажущемся обилии фотографий выбор небогат. Но в то же время конкуренты признают, что направление, избранное «Авто-Пропектом», потенциально перспективное, но не при сегодняшних автореалиях и полиграфии.
У омского выпуска «За рулем — регион» полиграфия на высоком уровне, потому что печатается она в Финляндии. В выпуске шесть омских страниц, остальные 18 — московские, с одинаковыми публикациями для всех регионов. Омские материалы отсылаются в Москву, там рассматриваются и утверждаются, макетируются, в Омск приходит готовый номер. Омскому представителю издатель отпускает «За рулем — регион» с месячной отсрочкой платежа", при себестоимости газеты 14 рублей продается в Роспечати она по 7, так что разницу приходится наверстывать за счет рекламы.
Как уверяет Евгений ГЕРВАЛЬД, период становления омской редакции «За рулем-регион» подходит к концу. Основная проблема — с оперативностью публикаций, ведь газета выходит раз в две недели, а материалы еще утверждаются в Москве. При таком раскладе совершенно бессмысленно публиковать купон бесплатных объявлений частных объявлений, но это установка издателя. При отсутствии оперативности омской вкладке можно завоевать читателя только качеством материалов, информативностью и аналитичностью.
Предпосылки для журналистской заинтересованности написать получше имеются: за 1700 печатных знаков «За рулем — регион» платит 10 долларов. В то же время особых наездов на омских автоторговцев не предвидится, ведь реклама новому изданию тоже нужна, да и расценки на нее достаточно высоки. При этом все же издание имеет московские корни, поэтому все же более независимо, чем его омские собратья. К тому же это единственное настоящее автоиздание, а не газета бесплатных частных объявленийс уклоном в автомобильную тематику.
Наш город может хвастаться обилием автогазет, не много у омичей поводов для гордости. У каждой из них есть своя аудитория, поэтому пусть они продолжают выходить и совершенствоваться. Понятно, что рано или поздно победит сильнейший, но вот когда это случится бог весть. Монополизм, как известно, ни к чему хорошему не приводит, что мы все на своей шкуре чувствуем, попав в зависимость от Сибнефти. Так что пусть автогазет будет много!