Все рубрики
В Омске среда, 11 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0324    € 106,2024

Боливар не вынесет двоих

28 мая 2002 14:36
0
2809

Конкуренция МашКБ и Омскагрегат достигла такой степени: когда противника либо уничтожают, либо берут в плен

Занявшись ремонтом агрегатов для авиадвигателей, МашКБ стало конкурентом для ОАО «Омскагрегат». В этой борьбе каждая из сторон за прошлый год уже потеряла по миллиону долларов. Но обе намерены стоять до победного конца. МашКБ пытается лишить завод объектов ремонта, Омскагрегат, в свою очередь, активно внедряется в акционерный капитал конструкторского бюро.

Идущие вместе

В советское время Машиностроительное конструкторское бюро и агрегатный завод работали в связке. Первое разрабатывало новые и модернизировало старые агрегаты, а второй запускал эти разработки в серийное производство и ремонтировал их. Специализировались оба предприятия на топливо-регулирующей аппаратуре, масляных и топливных насосах, гидравлических системах для двигателей военной авиации: СУ-27, МИГ-29, МИГ-31, ИЛ-86, АН-124, ЯК-42 и так далее. Включая вертолеты МИ-17 и МИ-26.

С началом перестройки объемы заказов резко упали. Если завод пытался изготавливать насосы для автомобилей, тракторов, предприятий нефте- и газодобывающей отрасли, то более двух тысяч конструкторов МашКБ оказались просто не удел. Государством опытно-конструкторские работы больше не финансировались. Более того, там на поверку оказались недальновидны: закрепив в госсобственности 38% акций стратегического агрегатного завода, КБ разрешили приватизировать полностью, не оставив даже «золотой» акции.

Вдоволь «хлебнув» рынка, руководство Машиностроительного КБ во второй половине 90-х наконец-то «нащупало» то, на чем можно зарабатывать деньги: ремонт некогда собственноручно разработанных агрегатов. Объемы такого ремонта в России уменьшились настолько, что для этого стало хватать опытного цеха, располагающегося в омском конструкторском бюро.

Идущие врозь

— В авиации расклад такой, — рассказывает финансовый директор ОАО «Омскагрегат» Евгений ШИШКИН. — Стоимость отремонтированного агрегата — 50% от стоимости нового. В то же время трудозатрат на ремонт требуется не вполовину меньше, а в 3-4 раза. Рентабельность высока, и нет надобности в больших основных фондах. В определенный момент мы почувствовали, что стали лишаться рынка.

Так партнеры стали конкурентами. Причем МашКБ оказалось в более выгодных условиях: если стоимость основных фондов Омскагрегата составила 224 миллиона рублей, то у конструкторского бюро их числилось в десять с лишним раз меньше. А значит, меньше и себестоимость продукции. Отсюда и более низкие цены за ремонт.

— Потребители, понимая ситуацию, — продолжает Евгений ШИШКИН, — начали ее использовать в своих интересах. Приходят и нам говорят, что МашКБ готово снизить цену ремонта, потом идут к ним, ссылаясь на наши более низкие цены. И это при том, что двигателестроительные заводы сейчас вполне платежеспособны и готовы платить за агрегатыреальные деньги по рыночной цене. В результате отдельные отремонтированные агрегаты наш завод продает чуть ли не себе в убыток — лишь бы остаться на рынке и не потерять его. По моим оценкам, в результате такой конкурентной борьбы каждое из наших предприятий потеряло за год по миллиону долларов. А все попытки договориться ни к чему не привели.

Выживет лишь один

— На мой взгляд, — возражает заместитель генерального директора ОАО «МашКБ» по экономике Леонид ШТЕРЕНБЕРГ. — Серийщики должны беречь своего разработчика. Любить, холить и по голове гладить. У нас так не сложилось. Раньше агрегатный был в гораздо более лучшем положении, чем мы. МашКБ потеряло госзаказ и лежало влежку, оно — жило «на ремонте». Да, потом они пытались договориться. Но как? Предположения сводились к одному: все модификации, моя и все новые разработки отдавайте только нам. И никому больше. Ремонтом не занимайтесь. За это будете получать 5-7% (потом эта доля выросла до 20%) от объема реализации. Грубо говоря, этапозиция ведет к тому, чтобы нас «положить» и сделать ручным КБ. И держать на коротком поводке: сколько денег дадим, столько и будет. Довело до вырождения наше производство в конце концов, потому что если ничего не изготавливать, а только чертить, то цех вымрет. Нас это не устроило. Путем определенного демпинга мы вышли на хорошие позиции, где можем конкурировать с ними. Но мы же не отобрали у них весь рынок.

Говорят, генеральный директор МашКБ Андрей КУЛЬКОВ сказал в узком кругу: «Из нас двоих выживет лишь один». Такие примеры уже есть в европейской части России: ряд КБ «задушили» свои серийные заводы. Выжившие «серийщики», в свою очередь, начали создавать собственные конструкторские службы.

Уничтожение буквой

В конкурентной борьбе с Омскагрегатом МашКБ нашло очень тонкий, но весьма действенный ход. Конкуренты начали вносить в старые известные агрегаты некоторые изменения. Иногда очень даже незначительные. Они могут касаться, допустим,только замены резины, или какого-то небольшого конструкторского изменения. Что позволяет изменить название агрегата. Было, например, наименование из четырех цифр. К ним добавляется буква — А, М или Т. А в результате получается как бы новый агрегат. Проводя такую замену в конструкторской документации, на выходе оказывается обязательное требование ставить на двигатель только агрегат с дополнительными буквами. Документацию на который МашКБ заводу не передает, становясь монополистом в ремонте данного изделия. А предыдущие агрегаты уже невостребованы, хотя они почти ничем не отличаются от нового. На складе сбыта у Омскагрегата уже есть некоторое количество таких изделий, которые можно сдавать в металлолом в результате вышеупомянутых действий МашКБ.

Завод собирается подавать жалобу в антимонопольный комитет на необоснованную конкуренцию.

— Если бы у нас не было экспортных контрактов, — говорит финансовый директор Омскагрегата Евгений ШИШКИН, — которые не зависят от документации МашКБ, я не знаю — жил бы сегодня завод или уже умер.

Кроме экспорта агрегатный активно выходит на конструкторские бюро в других регионах и предлагает имработать совместно. Есть подвижки и в этом направлении. Хотя по-прежнему основная беда предприятия — его громоздкость. Есть планы в ближайшее время разбить завод на несколько подразделений, каждое из которых станет самостоятельным юридическим лицом.

Ну а в конкуренции с МашКБ «Омскагрегат» уповает на захват ОАО изнутри. Уже сейчас завод нашел партнеров, совместно с которыми контролирует около 43% акций МашКБ. Задача года — довести эту сумму до 50 процентов. Чему, понятно, руководство КБ яростно сопротивляется.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.