Конкуренция МашКБ и Омскагрегат достигла такой степени: когда противника либо уничтожают, либо берут в плен
Занявшись ремонтом агрегатов для авиадвигателей, МашКБ стало конкурентом для ОАО «Омскагрегат». В этой борьбе каждая из сторон за прошлый год уже потеряла по миллиону долларов. Но обе намерены стоять до победного конца. МашКБ пытается лишить завод объектов ремонта, Омскагрегат, в свою очередь, активно внедряется в акционерный капитал конструкторского бюро.
Идущие вместе
В советское время Машиностроительное конструкторское бюро и агрегатный завод работали в связке. Первое разрабатывало новые и модернизировало старые агрегаты, а второй запускал эти разработки в серийное производство и ремонтировал их. Специализировались оба предприятия на топливо-регулирующей аппаратуре, масляных и топливных насосах, гидравлических системах для двигателей военной авиации: СУ-27, МИГ-29, МИГ-31, ИЛ-86, АН-124, ЯК-42 и так далее. Включая вертолеты МИ-17 и МИ-26.
С началом перестройки объемы заказов резко упали. Если завод пытался изготавливать насосы для автомобилей, тракторов, предприятий нефте- и газодобывающей отрасли, то более двух тысяч конструкторов МашКБ оказались просто не удел. Государством опытно-конструкторские работы больше не финансировались. Более того, там на поверку оказались недальновидны: закрепив в госсобственности 38% акций стратегического агрегатного завода, КБ разрешили приватизировать полностью, не оставив даже «золотой» акции.
Вдоволь «хлебнув» рынка, руководство Машиностроительного КБ во второй половине 90-х наконец-то «нащупало» то, на чем можно зарабатывать деньги: ремонт некогда собственноручно разработанных агрегатов. Объемы такого ремонта в России уменьшились настолько, что для этого стало хватать опытного цеха, располагающегося в омском конструкторском бюро.
Идущие врозь
— В авиации расклад такой, — рассказывает финансовый директор ОАО «Омскагрегат» Евгений ШИШКИН. — Стоимость отремонтированного агрегата — 50% от стоимости нового. В то же время трудозатрат на ремонт требуется не вполовину меньше, а в 3-4 раза. Рентабельность высока, и нет надобности в больших основных фондах. В определенный момент мы почувствовали, что стали лишаться рынка.
Так партнеры стали конкурентами. Причем МашКБ оказалось в более выгодных условиях: если стоимость основных фондов Омскагрегата составила 224 миллиона рублей, то у конструкторского бюро их числилось в десять с лишним раз меньше. А значит, меньше и себестоимость продукции. Отсюда и более низкие цены за ремонт.
— Потребители, понимая ситуацию, — продолжает Евгений ШИШКИН, — начали ее использовать в своих интересах. Приходят и нам говорят, что МашКБ готово снизить цену ремонта, потом идут к ним, ссылаясь на наши более низкие цены. И это при том, что двигателестроительные заводы сейчас вполне платежеспособны и готовы платить за агрегатыреальные деньги по рыночной цене. В результате отдельные отремонтированные агрегаты наш завод продает чуть ли не себе в убыток — лишь бы остаться на рынке и не потерять его. По моим оценкам, в результате такой конкурентной борьбы каждое из наших предприятий потеряло за год по миллиону долларов. А все попытки договориться ни к чему не привели.
Выживет лишь один
— На мой взгляд, — возражает заместитель генерального директора ОАО «МашКБ» по экономике Леонид ШТЕРЕНБЕРГ. — Серийщики должны беречь своего разработчика. Любить, холить и по голове гладить. У нас так не сложилось. Раньше агрегатный был в гораздо более лучшем положении, чем мы. МашКБ потеряло госзаказ и лежало влежку, оно — жило «на ремонте». Да, потом они пытались договориться. Но как? Предположения сводились к одному: все модификации, моя и все новые разработки отдавайте только нам. И никому больше. Ремонтом не занимайтесь. За это будете получать 5-7% (потом эта доля выросла до 20%) от объема реализации. Грубо говоря, этапозиция ведет к тому, чтобы нас «положить» и сделать ручным КБ. И держать на коротком поводке: сколько денег дадим, столько и будет. Довело до вырождения наше производство в конце концов, потому что если ничего не изготавливать, а только чертить, то цех вымрет. Нас это не устроило. Путем определенного демпинга мы вышли на хорошие позиции, где можем конкурировать с ними. Но мы же не отобрали у них весь рынок.
Говорят, генеральный директор МашКБ Андрей КУЛЬКОВ сказал в узком кругу: «Из нас двоих выживет лишь один». Такие примеры уже есть в европейской части России: ряд КБ «задушили» свои серийные заводы. Выжившие «серийщики», в свою очередь, начали создавать собственные конструкторские службы.
Уничтожение буквой
В конкурентной борьбе с Омскагрегатом МашКБ нашло очень тонкий, но весьма действенный ход. Конкуренты начали вносить в старые известные агрегаты некоторые изменения. Иногда очень даже незначительные. Они могут касаться, допустим,только замены резины, или какого-то небольшого конструкторского изменения. Что позволяет изменить название агрегата. Было, например, наименование из четырех цифр. К ним добавляется буква — А, М или Т. А в результате получается как бы новый агрегат. Проводя такую замену в конструкторской документации, на выходе оказывается обязательное требование ставить на двигатель только агрегат с дополнительными буквами. Документацию на который МашКБ заводу не передает, становясь монополистом в ремонте данного изделия. А предыдущие агрегаты уже невостребованы, хотя они почти ничем не отличаются от нового. На складе сбыта у Омскагрегата уже есть некоторое количество таких изделий, которые можно сдавать в металлолом в результате вышеупомянутых действий МашКБ.
Завод собирается подавать жалобу в антимонопольный комитет на необоснованную конкуренцию.
— Если бы у нас не было экспортных контрактов, — говорит финансовый директор Омскагрегата Евгений ШИШКИН, — которые не зависят от документации МашКБ, я не знаю — жил бы сегодня завод или уже умер.
Кроме экспорта агрегатный активно выходит на конструкторские бюро в других регионах и предлагает имработать совместно. Есть подвижки и в этом направлении. Хотя по-прежнему основная беда предприятия — его громоздкость. Есть планы в ближайшее время разбить завод на несколько подразделений, каждое из которых станет самостоятельным юридическим лицом.
Ну а в конкуренции с МашКБ «Омскагрегат» уповает на захват ОАО изнутри. Уже сейчас завод нашел партнеров, совместно с которыми контролирует около 43% акций МашКБ. Задача года — довести эту сумму до 50 процентов. Чему, понятно, руководство КБ яростно сопротивляется.