Все рубрики
В Омске понедельник, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 80,7220    € 94,5120

Омская коррупция: вид сверху

11 июня 2002 15:27
0
949

Кормление с должности

Ради справедливости надо отметить, что некоторые омичи продолжают доверять правоохранительным органам (см. диаграмму № 1.1). Правда, таковых совсем мало — 1,4 % от числа опрошенных. Еще 38,8 % затруднялись с ответом, а 4,2 % считают взяточниками всех подряд. Видимо, не смогли выбрать. Не верят в честность милиции 19,4 % омичей. Если бы столько лет по общенациональным каналам «Ментов» и «Убойную силу» не показывали, то эта цифра могла бы быть и больше. Про ГИБДД сериал снять не успели, поэтому «продавцы полосатых палочек» еще долго будут занимать верхнюю строчку хит-парада взяточников в мундирах. Прокуратура и суд тоже не кажутся омичам неподкупными крепостями, стоящими на страже закона. Высоко моральными считаются только спецслужбы и почему-то таможенники. Видимо, на бытовом уровне горожане сталкиваются с ними реже всего.

Недоверие омичей к исполнительной власти как таковой не удивляет. Коррупция среди чиновников — любимая тема для разговоров на любом уровне. Крайне интересно, что оплотом этой коррупции 38,8 % горожан считают областную власть (см. диаграмму 1.2). Взяткоемкость городского самоуправления, по мнению омичей, в три раза меньше. Коррупция в среде окружных администраций еще ниже (2,4 %), а правительство, как жена Цезаря, вообще вне подозрений. Всего 1,4 % от опрошенных омичей считают, что в среде высоких чиновников процветает коррупция.

В сфере услуг лидируют медицинские учреждения и образование (см. диаграмму № 1.3). Хотя многие омичи еще продолжают верить в декларируемую государством бесплатность медицинских и образовательных услуг (наивных и сомневающихся — 4,4 % и 38,4 % соответственно), остальных на мякине не проведешь. Роскошь заболеть тяжелой болезнью могут позволить себе немногие. Особенно дорого обходятся, как правило, хирургические вмешательства в организм и получение высшего образования. Причем, наибольшей взяткоемкостью, как уверяют, отличаются те вузы, которые дают специальность с низким бюджетным финансированием. По слухам, взятка для поступления в Омскую юридическую академию может достигать суммы, равной стоимости трехкомнатной квартире в центре. Если зарплата у офицера милиции такая низкая, а престижность профессии так сильно упала, почему же имеет место ажиотаж среди абитуриентов? В общем, смотри мнение респондентов о коррупции в правоохранительных структурах. Кстати, в медицинскую академию тоже весьма сложно поступить.

Россия — родина слонов

Любопытно сравнить мнение омичей с результатами первого серьезного исследования структуры российской коррупции, сделанного социологическим фондом «ИНДЕМ» (см. «Ведомости» от 22 мая 2002 года). По подсчетам «ИНДЕМ», «объем рынка» бытовой коррупции составляет 2,79 млрд долларов в год. Больше всего граждане России платят за «бесплатное» медицинское обслуживание — 603 млн долларов. Вузовские мздоимцы собирают за год 449 млн долларов. Народные пожертвования в пользу ГИБДД составляют сумму в 368 млн долларов, а на подкуп судей уходит 274 млн.

Отдельной строкой проходит власть, поскольку в обыденной жизни граждане с ней сталкиваются мало. Больше всего власти досаждают, как известно, предпринимателям. По подсчетам фонда «ИНДЕМ», российский бизнес раздает за год взятками 33,5 млрд долларов. Большую часть этой суммы (55,4 %) забирает исполнительная власть всех уровней. Оставшаяся часть идет правоохранительным органам (17,2 %), законодателям (14,7) и судам (13,2 %).

Обратите внимание, что по базовым показателям результаты исследования фонда «ИНДЕМ» сильно совпадают с данными опроса ГЭПИЦентра-II. Видимо, не так далеки от истины эти цифры, которые на первый взгляд кажутся шокирующими. С другой стороны, чему удивляться. Традиция брать и давать взятки родилась не сегодня и даже не вчера. Взяточничество в нынешнем его понимании расцвело в России пышным цветом при Петре I. Хотя он запретил любые подношения чиновникам, брали и воровали почти все. Екатерина I низшим чиновникам вовсе не платила жалованья, зато официально разрешила брать с населения плату за ведение делопроизводства. Позже, правда, власть одумалась, но жалованье у чиновников всегда оставалось низким. Надо особо отметить, что взяточничество было прерогативой именно мелкого и среднего чиновничества, поскольку в среде чиновников высокого ранга брать взятки считалось неприличным. Они предпочитали грабить государеву казну — почетно и хлопот меньше.

К концу 18 века с согласия обеих сторон сложилась уже строгая иерархия взяточничества. Система работала без сбоев к удовольствию обеих сторон. А честным считался чиновник, который брал «по совести». Неподкупные попадались настолько редко, что окружающие воспринимали их как юродивых. Причем, законодательство всегда грозило продажным чиновникам суровым наказанием, даже создавало фискальные службы для борьбы с взяточниками. Но там ведь тоже люди служили, со своими слабостями. Согласитесь, с такой славной историей трудно ожидать неподкупности от чиновников современных. Тем более что в 80 % случаев инициатором выступает сам взяткодатель. Чиновникам даже не приходиться суетиться — сами несут. Другой вопрос: почему мы взятки даем? А потому что эффективность взятки очень высока — практически 98%. Такие дела...
Николай ВИКТОРОВ.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.