Дефолтнутые
По данным Омской таможни, долги, тянущиеся со времен дефолта, составляют 264 млн 239 тысяч рублей. Кроме городской администрации, среди застарелых должников значатся УВД Омской области, Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Омской области, ПТСК и ОАО «Золотая нива» и другие.
О том, как попали омские импортеры, красноречиво свидетельствует постановление губернатора №479-П от 16 декабря 1998 года «Об оказании помощи предприятиям Омской области по таможенному оформлению оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах»: «В связи с резким ухудшением финансового положенияпредприятий и девальвацией рубля на таможенных складах Омской области скопилось высокотехнологичное оборудование, не прошедшее таможенное оформление, на общую сумму свыше 700 млн рублей. За перемещение через таможенную границу данного оборудования предприятия не в состоянии уплатить таможенные платежи».
В этом постановлении сложившаяся ситуация названа «недопустимой, противоречащей здравому смыслу, экономической политике и интересам граждан», поэтому было решено «оказать предприятиям помощь путем предоставления им гарантий областного бюджета для получения рассрочки по уплате таможенных платежей сроком на два года». Это постановление подписал тогдашний первый вице-губернатор Андрей ГОЛУШКО, но не все пострадавшие от дефолта были учтены, поэтому 29 декабря 1998 года уже сам Леонид ПОЛЕЖАЕВ издает постановление №498-П, которым корректируется предыдущее. В частности, в нем в список предприятий, которым предоставляется гарантия областного бюджета, добавился департамент транспорта администрации города Омска с нерастаможенными «Каросами».
В уточненном списке, кроме департамента транспорта, присутствовали ООО ТПК «Меридиан — Плюс», ввезшее бражную и ректификационную колонки, ОАО «Лакомка» (оборудование для производства и упаковки кондитерских изделий), ТОО НПФ «Мостовик» (электрогидравлический проходческий комплекс), ПТСК (контрольно-измерительное оборудование), ОАО «Золотая нива» (комплекс по очистке зерна, жатки, комбайн зерноуборочный и прочее оборудование), УВД Омской области (цифровые АТС, оптоволоконный кабель), Главное управление сельского хозяйства и продовольствия (тракторы, комбайны, жатки, подборщики), совместное предприятие «Сибирско-Скандинавская автобусная компания» (автобусы, шасси, инструменты оборудования) и ООО «Ликероводочный завод „Оша“ (комплектное технологическое оборудование для пивоваренного завода).
Сказка про белого бычка
После вмешательства губернатора дело пошло: в феврале — марте 1999 года было заключено 13 трехсторонних типовых соглашений, подписанных Омской таможней, областной администрацией и предприятиями-должниками на общую сумму 17 296 848 долларов, которую предстояло погасить в течение двух лет. К перечисленным в губернаторском постановлении должникам добавилось четыре предприятия — ОАО „Омский бекон“, ОАО „Лузинский комбикормовый завод“, ОАО „Электросвязь“ и ООО „Манрос-М“, которые тоже, как выяснилось, ввезли оборудование и не могли рассчитаться с таможней, зато исчезла Сибирско-Скандинавская автобусная компания.
О том, почему омские производители „Вольво“ не стали заключать соглашение с таможней о рассрочке платежей, толком выяснить не удалось. Таможенные долги совместного предприятия составляли 5 млн 350 тысяч шведских крон, возможно, их погасили законопослушные шведы. Во всяком случае у таможни к Сибирско-Скандинавской автобусной компании претензий нет. Чего не скажешь о других подписавших соглашения импортерах, которые спустя полгода после ввоза смогли наконец растаможить свое добро в обмен на обещание рассчитаться и гарантии областной администрации.
Все же, в отличие от нищей городской администрации, большинство предприятий, заключивших соглашения с Омской таможней, по своим долгам рассчиталось. Правда, и тут без судебных приставов обойтись не удалось: за таможенные долги была арестована и продана линия по производству вафель, принадлежавшая „Лакомке“. Впоследствии, однако, выяснилось, что за эту линию „Лакомка“ так и не рассчиталась с немецким поставщиком, так что, получается, приставы продали по бросовой цене чужое имущество. Но зато таможня долги сполна получила.
Из оставшихся должников двое — банкроты, правда, ПТСК — де-факто, а „Золотая нива“ — де-юре. Кстати, „Золотую ниву“ освободили от уплаты НДС, но даже без этого долг зашкаливает за 10 млн рублей. По словам внешнего управляющего „Золотой нивы“ Евгения ЗАХАРЧЕНКО, таможенный долг включен в реестр кредиторов и будет погашаться по мере возможности. А пока — мораторий. Если с „Нивы“ таможня хоть что-то, возможно, и получит, то вот с ПТСК вряд ли, ведь никакого имущества у этого муниципального предприятия не осталось, а его дебиторка в основном передана в счет погашения долгов Омскэнерго.
Получить таможне хоть что-то с УВД Омской области и с Главного управления сельского хозяйства и продовольствия тоже весьма проблематично, поскольку это сугубо бюджетные организации и существуют на то, что им выделяют. Так вот на погашение таможенных долгов денег им не выделяют и даже не обещают, причем таможне это прекрасно известно, поэтому особой активности в отношении выбивания долгов у бюджетных коллег не наблюдается.
Во всей этой истории настораживает то, что у таможни, которая так активно пыталась выбить долги с городской администрации, на областную рука не поднялась. А ведь комитет финансов и контроля давал официальные поручительства за каждого должника. Правда, впоследствии областная администрация отозвала свои поручительства в отношении „Лакомки“ и „Золотой нивы“.
Как утверждают юристы, наличие поручительства дает возможность таможне принять решение о бесспорном списании всей суммы долга со счета областной администрации или попытаться взыскать деньги через суд. Но, как объяснили мне в юридической службе Омской таможни, неправильно государственной службе разбираться через суд с государством. А вот с муниципалитетом — пожалуйста, поскольку он, почти как церковь, отделен от государства, хотя и исполняет многочисленные госфункции.