Уменьшение основных фондов
7 июля 2000 года арбитражный суд вынес решение о введении в автоколонне 1968 конкурсного производства. Арбитражным управляющим был назначен я, АНТОНЮК Валерий Иванович. На момент введения как временного наблюдения (с 3 марта 2000 года), так и конкурсного производствабухгалтерская документация была изъята в связи с возбуждением прокуратурой ЦАО уголовного дела в отношении руководителей автоколонны. Когда, наконец, эти документы удалось получить, выяснилось, что в собственности у АК-1968 почти ничего нет. Все было распродано — и в основном не за деньги, а за векселя — группе фирм, аффилированных с банком «Соотечественники» и ОАО «ИФ-Омск». Как известно, возглавляют эти организации супруги — Евгений ДОБРОВОЛЬСКИЙ и Ирина ЛУЩИКОВА.
Прежде всего меня удивил баланс предприятия. На 1 января 1998 года у ОАО «Автоколонна 1968» числилось основных средств (здания, сооружения, оборудование, машины) на 25,8 млн рублей. На 1 января 1999 года тех же основных средств оказалось куда меньше — 8,4 млн рублей. А на 1 января 2000 года — уже на 1,98 млн рублей. Я начал искать: куда же это все делось?
Массовые увольнения
Весной 1998 года собственником крупного пакета акций ОАО «Автоколонна 1968» стали структуры, близкие к ОАО «ИФ-Омск».
Генеральный директор автопредприятия Анатолий БУШУЕВ ушел в отставку, передав все бразды правления Игорю ЗЕЙГАЛЮ, тесно связанному с ИФ-Омск по предыдущей своей работе на заводе синтетических моющих средств. Как известно, все имущество СМС в 1997 году по заниженным ценам было выведено на три только что образованных фирмы и продано екатеринбуржцам. Аналогичная схема была задействована в АК-1968.
3 августа 1998 года в совет директоров автоколонны вошли генеральный директор ОАО «ИФ-Омск» Ирина ЛУЩИКОВА, главный бухгалтер ИФ-Омск Наталья ВУЛЬФ, генеральный директор ООО «Промышленно-жилищное агентство» (ПЖА) Антонина ЧАЩИНА, главный бухгалтер ООО «ПЖА» Галина АГАФОНОВА, начальник отдела того же ПЖА Валерий ТАРАН и генеральный директор АК-1968 Игорь ЗЕЙГАЛЬ.
Интересно, что обе связанные друг с другом структуры ИФ-Омск и ПЖА зарегистрированы в одном и том же здании 249 по улице Ленина города Элиста офшорной зоны Калмыкия.
Как утверждает следователь прокуратуры ЦАО В.КОКШАРОВА в справке по уголовному делу № 341479, «в период с июля по декабрь 1998 года в ОАО „Автоколонна 1968“ произошли массовые увольнения работников. Генеральный директор Игорь ЗЕЙГАЛЬ под угрозой сокращения и невыплаты долга по заработной плате предлагал рабочим писать заявления об увольнении и заключать договоры с ООО „ПЖА“ и ОАО „СЦ Автомир“ по переуступке права требования с ОАО „Автоколонна 1968“ задолженности по заработной плате. Таким образом, у АК-1968 образовалась задолженность перед ООО „ПЖА“ на сумму 146 514 рублей, перед ОАО „СЦ Автомир“ — 146 445 рублей».
Есть официальная справка, что по состоянию на 1 сентября 1999 года в ОАО «Автоколонна 1968» осталось всего 5 человек: директор, бухгалтер, инженер, завскладом и кладовщица.
Что касается акционерного общества «Сервисный центр „Автомир“, зарегистрировано оно по тому же адресу, что и банк „Соотечественники“, — Тарская, 25, а учредили его в 1998 году ОАО „Сибирские нефтепроводы“ со знакомым уже адресом Тарская, 25 и ООО „Промышленно-жилищное агентство“. Интересно, что генеральным директором у обоих учредителей числится Антонина ЧАЩИНА, член совета директоров АК-1968.
Ненужный ремонт
Как утверждает следователь прокуратуры ЦАО В.КОКШАРОВА, „в 1998 году в ОАО “Автоколонна 1968» был начат ремонт основных производственных строений и территории, в котором не было экономической необходимости... В качестве частного предпринимателя была зарегистрирована Т.СТЕПАНОВА, бывший работник банка «Соотечественники», которая фактически не занималась ремонтно-строительными работами, а всего лишь получала денежные средства на расчетный счет в банке «Соотечественники»... Ремонтно-строительные работы производились без участия ЧП СТЕПАНОВОЙ и с использованием материальных ценностей ОАО «Автоколонна 1968».
Проще говоря, строительные организации Омска были должны автоколонне за перевозки. Они рассчитывались кирпичом, щебенкой и другими строительными материалами, которые безвозмездно забирала частный предприниматель. В дальнейшем в счетах, предъявленных к автоколонне, эти материалы фигурировали как купленные СТЕПАНОВОЙ. Так утверждает прокурорская справка. Там же сказано, что в книге доходов и расходов ЧП СТЕПАНОВОЙ не указаны затраты на ремонт в АК -1968.
В итоге ЧП СТЕПАНОВОЙ предъявило счет на 541 тысячу рублей. Аналогичный счет за ремонтные работы на 1 200 тысяч рублей предъявило ООО «ПЖА». Как утверждали в Промышленно-жилищном агентстве, основные объемы работ (960 тыс рублей) пришлось на асфальтирование территории. По странному стечению обстоятельств аналогичный счет на то же самое асфальтирование территории автоколонны предъявило действительно специализирующееся на этом предприятие — ООО «ДРСУ-3». Сумма, правда, там куда меньшая — 99,7 тыс рублей. Возникают закономерные вопросы: а кто же на самом деле асфальтировал территорию и сколько стоит эта работа?
У Игоря ЗЕЙГАЛЯ таких вопросов не возникло. Он расплатился с подрядчиками на сумму свыше 1,7 млн рублей. Забавно, что бланки этих векселей в казначействе получил банк «Соотечественники».
Такие гигантские затраты на ремонт при том, что убытки предприятия за 1997 год составили по данным баланса 1,2 млн рублей, а за 1998 год — 3 млн рублей, по логике собирающегося нормально работать предприятия неразумны. Тем более здание, в котором якобы производился ремонт, и асфальтируемая площадка были незадолго до того сданы в аренду ОАО «СЦ Автомир». Понятно, что здесь действовала совсем другая логика.
11 марта 1999 года ОАО «Автоколонна 1968» продала практически все свои здания и помещения по четырем договорам. Покупателями стали ОАО «Сервесный центр „Автомир“ (1-й и 3 этаж административно-бытового корпуса, диспетчерская ), ООО „КВ-Авто“ (ТОО-1, кузнечный цех), ООО „Мирра“ (мойка), ООО „РЕ-Прима“ (цех вулканизации, ТОО-2, пристройка).
Мало того, что остальная стоимость проданных объектов составляла 4,5 млн рублей, а цена продажи оказалась 1,6 млн рублей, а значит, балансовый убыток от данных операций составил 2,5 млн рублей. Но даже этих денег предприятие не получило. В качестве оплаты были предъявлены те самые векселя, которые АК- 1968 выпасала за ремонтные работы.
Любопытно, что три последних покупателя появились на свет ровно за месяц до вышеуказанных сделок. Может быть, специально и создавались под эти сделки.
Единственным учредителем ООО „Мирра“ выступила уже известный частный предприниматель Татьяна СТЕПАНОВА, заработавшая полмиллиона на ремонте административно-бытового корпуса, проданного кстати, похоже, без учета только что сделанного дорогущего ремонта.
Единственным учредителем ООО „РЕ-Прима“ является Антонина ЧАЩИНА, член совета директоров „Автоколонны 1968“.
На момент покупки зданий учредителем и директором „КВ-Авто“ был Владимир КЛЕЙМЕНОВ — член совета директоров ОАО „Сибирские нефтепроводы“, том самом, где директором Антонина ЧАЩИНА.
Другой член совета директоров тех же „Сибирских нефтепроводов“ Роман ЛЕГОТКИН возглавил в 1999 году ОАО „Сервесный центр “Автомир» и купил по дешевке 26 июля 1999 года у автоколонны немалое количество станков и автомобилей. В частности были проданы по 600 рублей за штуку три самосвала «КамАЗ-5511», бортовой «ЗИЛ-4314010», «ГАЗ-5312» и так далее.
Есть акт ревизии КРУ, где говорится, что по состоянию на 1 января 2000 года в автоколоннеосталось всего шесть единиц автотехники 1972-1974 годов выпуска.
Что касается зданий и сооружений, то к моменту арбитражного производства на балансе числились лишь самый разбитый бокс, прорабская — 60 кв. м, часть здания ПТО-2, забытые трансформаторная будка и три будки воздухоподдува да второй этаж административно-бытового корпуса. Его, надо полагать, не выкупили просто из жадности. Подумали, наверное: раз первый и третий этаж наши, то второй достанется чуть ли не даром. После того как мне удалось продать этот этаж, новых собственников пытались пропустить туда, дескать, не дадим пройти через наш собственный первый этаж. Но недохитрили — забыли выкупить лестничные клетки.
Конкурсное производство подразумевает полную продажу имущества банкрота. Мне мало что осталось для продажи. Но все же даже за те остатки удалось рассчитаться с долгами 1-й и 2-й очереди. В частности все бывшие работники автоколонны, отчаявшиеся и подавшие в суд, получили свои деньги даже с процентами.
На мой взгляд, если бы не сознательная распродажа имущества предприятия советом директоров родственным фирмам, то деньги получили бы все. В том числе и бюджет, задолженность перед которым за время правления в автоколонне определенной группы лиц существенно увеличилась.
Валерий АНТОНЮК, конкурсный управляющий ОАО «Автоколонна 1968».
P.S. Газета готова опубликовать и точку зрения противоположной стороны на события вокруг автоколонны 1968.
