Хочется, но не можется
С вступлением в силу Земельного кодекса начали работать статьи Гражданского кодекса, которые позволяют изымать земельные участки, выделенные под строительство жилья и не освоенные в течение трех лет. Это значит, что сегодня владельцы земельных участков заинтересованы в том, чтобы побыстрее сдавать свои дома в эксплуатацию и регистрировать.
В июле 2002 года мэр Евгений БЕЛОВ издал постановление, в котором делегировал администрациям округов полномочия по созданию комиссий, которые должны заниматься приемкой в эксплуатацию индивидуального жилья. В них должны входить представители УГПС, СЭС, ГАСН по городу, а также ГУПР по Омской области.
Однако, как свидетельствуют жители одного из коттеджных поселков на левобережье, обращаться в комиссию бесполезно. Одно из основных ее требований — наличие подписей всех служб, которые в нее входят. И все бы ничего, но по целому ряду причин собрать их невозможно. Одни условия просто невыполнимы, другие противоречат федеральному законодательству, в том числе и Конституции РФ. Все это вкупе и послужило причиной обращения ряда владельцев коттеджей в суд Кировского округа, который в конечном итоге удовлетворил их требования. Последнее заседание суда состоялось 26 ноября.
Новые времена — новые СНиПы
В 1990 году на левом берегу решением горисполкома «Иртышской нефтегазоразведке» был выделен земельный участок под коттеджную застройку по проекту, разработанному Омскгражданпроектом. Последний, кроме того, должен был выполнить еще и проектно-сметную документацию на строительство 2-3 типов жилых домов и, соответственно, согласовать ее со всеми заинтересованными инстанциями. В частности, с пожарными, СЭС и прочими.
В конце 90-х годов строительство поселка было практически закончено. Тогда же и были предприняты первые попытки сдать построенные дома в эксплуатацию. Но, как оказалось, для многих владельцев они оказались безуспешными. Впрочем, сейчас ситуация не изменилась, поскольку требования, которые предъявляют контролирующие и проверяющие структуры, по мнению жильцов коттеджного поселка, не выполнимы.
В частности, вот требования, которые предъявляет Управление государственной противопожарной службы: установить пожарные гидранты (имеется в виду территория поселка) — всего 21, оборудовать внутридомовые электросети установкой защитного отключения (УЗО), в банях и саунах использовать печи только заводского изготовления и еще много других. К примеру, как говорит житель одного из домов, установить сейчас в доме систему УЗО, как того требуют новые СниПы, достаточно проблематично: для этого, как минимум, потребуется разворотить стены в доме.
Кроме того, чтобы получить от пожарных положительное заключение, необходимо заплатить им налог 0,5% от сметной стоимости строительства объекта. Сегодня ее средняя стоимость инвентаризационная — один миллион рублей. Это значит, что пожарным надо заплатить — 5 тысяч рублей. Однако решением городского Совета (№254) это положение УГПС не распространяется на дома, которые начали строиться до 96-го года. Правда, сейчас у тех, кто начал строить дома позже, тоже появилась возможность отказаться от уплаты налога пожарным.
Насколько известно, сами пожарные не считают этот сбор налогом. Но согласно статьям 13, 14, 15 Налогового кодекса, специальных налоговых отчислений на пожарную безопасность не существует. Есть только целевой сбор, который исчисляется следующим образом: 3% от 12 размеров МРОТ. Это значит, максимум, что могут взять с владельцев коттеджей пожарные, чуть более 140 рублей.
Светло ли вам, не мучают ли микробы?
Что касается санитарных служб, то они, если следовать нормам законодательства, требуют от владельцев индивидуального жилья купить у них право на «благополучную окружающую среду», которое прописано в Конституции РФ и в ФЗ «О государственной санитарно-эпидемиологической службе». К примеру, обязывают произвести замер радиации на участке, в доме, сделать анализы почвы и воды на наличие микробов, а также предлагают в обязательном порядке сделать заключение, насколько хорошо освещается помещение (кстати, окна в домах выполнены по типовому проекту, согласованному в свое время с той же СЭС).
Если обратиться в горсэс и спросить ее специалистов, чем они руководствуются, когда требуют от владельцев коттеджей выполнять перечисленные выше требования, то они, в частности, ответят: указом губернатора «О мерах по обеспечению радиационной безопасности», который, кстати, в прошлом году утратил силу.
— По идее, когда выделялся земельный участок, должны были производиться замеры радиационного фона, пробы земли, воды. Если этого не сделали в свое время, почему это должны делать мы? Получается, что сегодня нам приходится просто покупать собственные права на благоприятную окружающую среду, — говорит владелец одного коттеджа. — При этом платить за это 4-5 тысяч рублей.
Коттеджами ГАСН не занимается
Госархстройнадзор при приемке индивидуальных домов в эксплуатацию, по мнению представителя в суде одного из владельцев частного домостроения, предъявляет к ним требования, которые установлены для гражданского строительства. Контрольно-правовое управление (КПУ) города дает по этому поводу следующее разъяснение: порядок ввода домов в эксплуатацию должен соответствовать СНиПу 3.01.04-87 и постановлением горсовета № 431 «Об утверждении положения „Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов на территории города“.
Однако ни данный СНиП, ни постановление не распространяются на сдаваемые в эксплуатацию жилые индивидуальные дома. При приемке в эксплуатацию индивидуального жилья Госархстройнадзор должен руководствоваться другими СНиПами. Но дело даже не в этом.
Нет порядка — нет и денег
В 1994 году экс-мэр Валерий РОЩУПКИН издал постановление „О развитии индивидуального усадебного строительства в Омске“. Пунктами 2, 3.2, 3.4 данного документа был установлен порядок сдачи индивидуального жилья в эксплуатацию. Он существовал несколько лет, но в ноябре 2001 года Евгений БЕЛОВ внес в постановление, изданное при Валерии РОЩУПКИНЕ, изменения, а именно: убрал пункты 2, 3.2, 3.4. Иначе говоря, отменил порядок сдачи частных домов в эксплуатацию.
То есть сегодня ни в городе, ни в области не установлены единые правила, которыми бы могли пользоваться как сами застройщики, желающие сдать дом, так и различные контролирующие и проверяющие структуры. Несмотря на это, ни депутаты Законодательного собрания, ни тем более городского Совета не торопятся его принять.
Тогда как городские чиновники должны быть в первую очередь заинтересованы в том, чтобы данный документ был разработан.
Сегодня в городе около тысячи коттеджей практически со 100-процентной готовностью. Зарегистрированы в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним десятки. Собственники зарегистрированного жилья сегодня платят налог на имущество, а остальные — нет. В итоге бюджет города недобирает огромные суммы. В 2002 году средняя инвентаризационная стоимость одного коттеджа составляет 500 тысяч рублей, а налог на имущество — 1% от этой стоимости (в среднем 5 тысяч рублей). Значит, уже в этом году в городской бюджет могло бы поступить около 5 миллионов рублей.