Все рубрики
В Омске вторник, 21 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 101,9579    € 105,0457

«В 2025 году торговым центрам нет смысла объявлять «черную пятницу»

7 января 2025 16:00
0
1476

Онлайн наращивает обороты, при этом комиссия продавцов на большинстве площадок уже переходит все разумные нормы.

В декабре в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференцияна тему «Итоги года в ритейле: Какое будущее ждет российские бренды и торговые центры?»

В России сократилась посещаемость торговых центров. На рынок торговой недвижимости, по мнению аналитиков, продолжают давить сложная экономическая ситуация и растущая конкуренция со стороны онлайн-торговли. В предстоящий предновогодний сезон арендаторы и арендодатели традиционно ждут роста активности покупателей: проводят акции, распродажи, но эксперты отмечают, что товарооборот маркетплейсов каждый год существенно растет, и конкурировать с ними профильной рознице становится все сложнее.

Михаил ВАСИЛЬЕВ, руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies: «В регионах, в отличие от Москвы, нет принципиального различия между размещением торговых центров малого и крупного формата»:

— 2019 год стал последним годом с классической сезонностью в поведении потребителей торговых центров. От этого года мы отстаем примерно на 23%, по отношению к 2020-му количество посетителей ТЦ увеличилось на 6%. Фактически последние пять-шесть лет рынок торговли, ритейла постоянно переживает негативные факторы.

В 2020-м случился локдаун, в 2022-м – уход брендов, многие из которых являлись якорями и генерировали трафик. Люди перешли в сберегательную модель поведения на фоне опасения роста цен, товарного дефицита, стали сокращать свои визиты в торговые центры и сами покупки. 2023-й стал годом частичного восстановления после проблемного 2022-го, произошла активная экспансия российских брендов, плюс сказался отложенный спрос. Все это привлекло людей обратно в торговый центр, конечно же, не в том объеме, какой мы наблюдали в 2021 году, но в любом случае тренды 2023 года были положительными.

В текущем видим стабилизацию ситуации – заканчиваем год в небольшом минусе: – 2% по отношению к количеству посетителей. С одной стороны, есть отложенный спрос, с другой, игроки, открывшиеся на площадках ушедших международных брендов, стали конкурентами друг другу. Таким образом, у нас сопоставимые показатели по количеству заказов с общественным питанием и достаточно близкие к детским развлечениям. По остальным категориям количество посетителей на один магазин показывает гораздо более серьезный минус: продукты (-8%), парфюмерия и косметика (-9%), электроника и бытовая техника (-11%), товары для детей (-11%). Сыграл фактор не только конкуренции с онлайном: увеличившееся количество магазинов размыло поток.

Формат посещения крупных объектов частично меняется: люди приходят в том числе проводить свое свободное время, и ритейлеры корректируют соответствующим образом концепции объекта. Московский рынок в отличие от санкт-петербургского и регионов демонстрирует прирост, который формируется исключительно за счет малых и средних форматов. Они расположены близко к локациям естественной генерации трафика – вблизи мест проживания и работы. Прирост трафика обеспечили, к примеру, фитнес-центры, чего раньше на рынке не наблюдалось. В регионах нет такого принципиального различия между размещением объектов малого и крупного формата, поскольку и те и другие расположены у мест постоянного проживания и приложения труда, такого роста у малого формата, как в столице, не наблюдается.

Павел ЛЮЛИН, вице-президент Союза торговых центров: «Наш рынок ритейла быстро восстанавливается, европейские торговые центры не пришли в себя еще с ковида»:

— Половина торговых центров у нас закредитована, они находятся в зоне риска. Зона риска – рост ставки, рост обеспечения кредита. Часть из них может обанкротиться, но вряд ли они закроются. Для торговых центров у нас также очень высокое налоговое бремя: с каждого квадратного метра торговый центр платит в месяц примерно 400 рублей налогов. Если посмотреть арендную ставку – а это 700-1000 рублей за квадратный метр – половина уходит на налоги, еще треть на содержание кредита, то есть все меньше денег остается на безопасность, на уборку, на содержание самого объекта. Часть ТЦ может уйти банкам, а часть – перестать развиваться. В любом случае будет расти арендная плата и, соответственно, стоимость товаров, которые продаются в магазинах.

Посещаемость торговых центров стабильна последние два года: нет ни падения, ни роста. Но ритейлеры говорят, что у них снижается конверсия, товарооборот, посещаемость – люди приходят в торговые центры, гуляют, едят на фудкорте, но не доходят до магазинов. Происходит трансформация торговых центров: они становятся более социальными, развлекательными, поэтому может потеряться аудитория тех, кто ходит туда за шопингом, то есть тех, кто приносит основную долю денег.

Считаю, что наш рынок, переживший несколько шоков – санкции, уход западных брендов, мобилизацию, – очень быстро восстанавливается. Общаюсь со своими коллегами за рубежом: в Германии, в Швеции, например, ситуация с посещаемостью торговых центров и вакансиями гораздо хуже, чем в России. Их торговые центры многие не пришли в себя еще от ковида, наши шоки для них даже не наступали. Я верю в то, что наш рынок адаптируется, потому что 2% снижения посещаемости по сравнению с прошлым годом – это в пределах погрешности.

– Если раньше считалось, что торговые центры продают арендаторам не квадратные метры, а трафик, сейчас добавляется уточнение, что трафик должен быть качественным: чтобы люди не только ели и ходили в фитнес-клуб, но еще и заходили в магазины. Конечно, что-то нужно менять и в самих магазинах – витрины, состав товаров. Мы недавно проводили исследование, как поколение Z воспринимает ритейл, и что ритейлеры считают нужным молодежи – выявилось серьезное расхождение. Молодежи нравится комфорт, широкие пространства, честные цены, проверенные бренды. Если посмотреть на многие современные магазины и торговые сети, они немножко про другое – например, красивый, яркий дизайн. Весь вопрос в адаптации ритейла к запросам потребителей.

Александр ПЕРЕМЯТОВ, основатель федеральной сети универмагов российских дизайнеров Slava concept, председатель Комитета по торговле СОЮЗЛЕГПРОМ: «Видим очень большой запрос от онлайн-селлеров на выход в офлайн, потому что в онлайне нет никакой добавочной стоимости»:

— Позволю себе заявление, что классической «черной пятницы» в России больше не существует в офлайне. Это показывают все данные, причем не только трафика. Вчера смотрел обзоры Екатеринбурга, Москвы – торговые центры пусты, как будто это обычный день. Одновременно с этим мы видим очень существенный прирост подобных акций в онлайне, у некоторых игроков он измеряется десятками процентов. Таким образом, видим некую цепную реакцию, когда онлайн за счет концентрированного маркетингового бюджета позволяет использовать акционную торговлю как способ моментного наращивания оборота. Офлайн при этом получает большую просадку.

В следующем году торговым центрам нет смысла объявлять «черную пятницу». Онлайн наращивает обороты, при этом комиссия продавцов на большинстве площадок уже переходят все разумные нормы. Мы, например, как мультибрендовый офлайн-игрок, видим очень большой запрос от онлайн-селлеров на выход в офлайн, потому что в онлайне нет никакой добавочной стоимости.

2025 год будет для торговых центров очень сложным: помимо ключевой ставки, играют роль изменения в налоговом законодательстве, которые обяжут часть малого бизнеса использовать систему НДС. Плюс курс валют влияет на фэшн: материалы, ткани покупают за рубежом, финальный ценник вырастет. С учетом роста ставок по депозитам больше работает сберегательная модель. Ритейл будет оптимизировать свои магазины, площади. Мы уже видим, как мало анонсируется открытие новых объектов.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 декабря 2024 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.