В развитии любой компании рано или поздно наступает этап перехода от «интуитивного» бизнеса к системному — выработке стратегических ориентиров, построению четкой организационной структуры. Первым сигналом к тому, что компании необходимо меняться, является бесконечная вереница проблем, а первый шаг к новой жизни фирмы — решение руководителя: «Надо что-то менять».
Но не все руководители способны не то чтобы начать все менять, но даже понять, что пришло время другого этапа развития. Например, в одном из омских ресторанов по вечерам пока нет клиентов, выключают свет в зале, так руководитель решил экономить, чтобы оптимизировать расходы. Это говорит о том, что дела в этом заведении идут не очень хорошо, но никто ничего менять не собирается.
Самое интересное, в регионах больше момент сопротивления изменениям, нежели в столичных городах: Москве и С-Петербурге. Конечно, можно сказать, что жизнь в этих городах ставит руководителя в жесткие временные рамки, хочешь — не хочешь, а в таком бешеном ритме необходимо выбирать эффективные технологии, опираться на надежных, «своих» людей, работающих в крепкой команде. В общем, воспитанию кадров уделяется очень много времени, сил, денежных ресурсов. Разница в этом между регионами и столицей такая же огромная, как когда-то была такая же разница между Москвой и Западом.
Но сегодня стоять на месте невыгодно, меняется законодательство, условия бизнеса. Пришло время лидеров, то есть людей, отвечающих за качество своей жизни и успешность своих дел. Это время эффективных и качественных результатов. Много нам предстоит сделать, чтобы помочь стать людям лидерами, хозяевами своих жизней, которые влияют на обстоятельства, а не обстоятельства влияют на них.
При этом надо всегда помнить, что за трудностями изменений всегда есть новые возможности развития, как и за всякой проблемой есть потенциал сил для ее решения. Мощной силой, способной решить все проблемы, может стать хорошо управляемая команда, имеющая общие целевые ориентиры.
Важным инструментом достижения целей в условиях перемен является эффективное стратегическое планирование, которое позволяет не только приспосабливаться к изменениям, но и моделировать ситуации изменения по принципу: «Не мы работаем на изменения, а изменения работают на нас».
Стратегическое планирование — это мощная технология управления с мобилизацией всех ресурсов компании с ясным и согласованным планом. Такое планирование специфично для каждой организации. Использование, копирование других удачных стратегий не поможет, если не навредит.
В ходе стратегического планирования важно каждому руководителю сформулировать свои вопросы и найти на них ответы, свои ответы, которые всегда будут индивидуальны. И основным вопросом для каждой организации должен стоять вопрос: «Куда мы хотим прийти и как мы туда придем?» Более того это планирование всегда живой процесс, требующий от менеджмента гибкости, большой системы обзора, позитивный настрой на изменения.
При построении стратегического планирования важно рассматривать такое понятие как корпоративная стратегия. Корпоративная стратегия — это принятие решений в том, в чем будет заключаться бизнес компании, это нахождение рынка этого бизнеса и разработка средств достижения поставленных целей. Ответы на эти вопросы позволяют в свою очередь прояснить миссию компании, выстроить долгосрочные планы.
Миссия — это предназначение компании, ответы на вопросы: «Для чего существует фирма на рынке и что она делает? Что отличается компания от других?». Формулировка миссии должна иметь форму открытого обращения ко всем заинтересованным внутренним и внешним группам. Другими словами, миссия должна вдохновлять и служить стимулом к более качественному выполнению своей работы, формировать у сотрудников чувство причастности к общему делу. Это так называемая нематериальная мотивация, если человек с гордостью рассказывает, где он работает, значит, он работает в компании, каждый сотрудник которой знает миссию своей фирмы.
Правильно сформулированная миссия обладает магической силой. Слова миссии ложатся на что-то внутри (подкрепляются внутренними ценностями), они не примелькались, как старые лозунги, вызывающие только раздражение. Иногда бывает полезно корректировать, нюансировать или даже менять текст сообщения о миссии организации.
Это может быть вызвано желанием дополнительно мотивировать сотрудников. Например, если во времена кризиса в миссии появляется акцент на стабильность и эмоциональный комфорт, которые дают хороший положительный заряд работникам. Примером может быть следующая мотивировка: «Наша компания — остров стабильности в этом нестабильном море бизнеса». А если вспомнить историю: большевики меняли лозунги в 1917 году чуть ли не раз в неделю. Необходимый эффект был получен.
Вот несколько примеров миссий омских компаний:
Миссия рекламного агентства «Фасон»: «Всестороннее развитие бизнеса (в рекламе), помощь в развитии бизнеса в Омском регионе».
Миссия одной из крупных компаний: «Укреплять позиции российского бизнеса путем развития человеческих ресурсов».
Миссия консалтинго-тренинговой компании: «Создание лидеров через внедрение новых технологий, через партнерские взаимодействия»
Миссия — это образ жизни, основанный на стремлении к цели, которая увлекает вас в ваше будущее. У многих людей полностью отсутствует представление о миссии. У каждого человека есть отдельные зоны жизни: семья, работа, хобби и так далее, между которыми он разбрасывается, что приводит к истощению, к депрессии, в общем, к жизни без огонька. И тем не менее люди, достигшие в своей жизни серьезных результатов, умудряются полностью преодолеть раздвоенность: они делают, что хотят, и им нравится то, чем они занимаются. Потому, что они ищут не работу для зарабатывания денег, а работу-призвание. А что делать тем руководителям, когда дело свое поставлено, а общего удовлетворения от жизни нет?
Ответ на самом деле прост: создавать миссию компании, выстраивать стратегию и конечно же, идти навстречу изменениям. Впереди Новый год. Так давайте встретим будущий 2003 год достойно.
Елена АТЕПАЛИХИНА,
тренер компании «Технологии лидерства».