Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Налоги Сибнефти и Омскэнерго отвлекли налево

25 июня 2003 12:38
0
1513

Средства направлены не в дорожный фонд, а на погашение долгов муниципалитетов. 

17 июня депутаты Законодательного собрания утвердили проект Закона Омской области «Об исполнении областного бюджета в 2002 году». Бюджет области по доходам был исполнен в объеме 10,8 млрд рублей, или 110,2 % к уточненному плану, по расходам — 10,5 млрд рублей (114,6 %). По словам председателя комитета финансов и контроля Омской области Натальи ФРОЛОВОЙ, в настоящее время у области практически нет долгов по облигационным займам и инвестиционным проектам. В целом в отчетном периоде государственный долг Омской области был сокращен на 571,9 млн рублей и по состоянию на первое января 2003 года составил 4,061 млрд рублей.

Доля безвозмездной помощи растет

По итогам исполнения бюджета его доходная часть перевыполнена более чем на миллиард рублей. Собственные доходы областного бюджета составили 4,9 млрд рублей, что на 320,7 млн рублей больше запланированного и на 939,2 млн рублей больше (или на 23,4 %), чем в 2001 году. Рост собственных доходов был обусловлен продолжающимся экономическим ростом в Омской области, а также реализацией налоговой реформы, которая позволила расширить налоговую базу.

Вместе с тем доля собственных доходов в областном бюджете из года в год снижается. Так, в 2000 году их удельный вес в общем объеме доходов составил 51,2 % (без учета средств целевых бюджетных фондов), в 2001-м — 48,4%, в 2002-м — 45,8%. Соответственно, доля безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней увеличивается: 2000 год — 27,5 %, 2001-й — 33,6%, 2002-й — 41,6%. Такая динамика связана, скорее всего, во-первых, с тем, что за последние три года существенно изменилась структура распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней (в 2002 году более 60% налоговых поступлений уходило в федеральный бюджет). Более того, некоторые налоги были полностью централизованы в федеральном бюджете. Тот же НДС.

Во-вторых, с тем, что Федерация, принимая различные решения, вынуждена оказывать субъектам РФ финансовую поддержку для того, чтобы они могли воплощать в жизнь эти решения. В 2002 году ярким примером тому было решение центра об увеличении зарплаты бюджетникам. (Кроме того, средства, как известно, поступают на реализацию различных федеральных законов: «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ» и других.) В результате всего этого, а также других объективных причин, в том числе экономических, наша область, как и многие другие в стране, является дотационной. В 2002 году областной бюджет получил из федерального дотации на общую сумму 3,043 млрд рублей. Например, 2,3 млрд рублей на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и 123,1 млн рублей на стабилизацию доходной базы бюджетов субъектов РФ. В числе различных субсидий также была получена субсидия в рамках реализации федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года)». Правда, совсем небольшая — около 15 млн рублей.

Областные акции в бюджет не вписались

Объем налоговых доходов областного бюджета в отчетном периоде составил 4,8 млрд рублей (113,7% к уточненному плану), что почти на миллиард рублей больше, чем в 2001 году. Их удельный вес в общем объеме доходов равен 44,6%. Значительный прирост, по сравнению с 2001 годом, в отчетном периоде был достигнут по налогу на доходы физических лиц — 624,9 млн рублей (общий объем средств, полученных от взимания этого налога, составил более 1,5 млрд рублей), по налогам на совокупных доход — 242,5 млн рублей (общий объем — 421,6 млн рублей), по налогу на имущество — более 117 млн рублей (414,9 млн рублей). Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета занимает налог на прибыль 32,8% (или 3,1 млрд рублей), налог на доходы физических лиц — 30,6%, акцизы — 8,7% (429,2 млн рублей), налоги на совокупный доход — 8,5% и налоги на имущество — 8,4%.

Неналоговых доходов в областной бюджет было получено 129,3 млн рублей (188,5% к уточненному плану). Такое перевыполнение плана стало следствием, в частности, поступления в бюджет средств от продажи земли — более 33 млн рублей. Хотя они не были предусмотрены, и это связано, видимо, с тем, что сложно было просчитать, насколько быстро пойдет процесс продажи земельных участков. Ведь Земельный кодекс РФ (во время принятия которого дебаты шли по всей стране), разрешающий такие сделки, вступил в силу только в феврале 2002 года.

Незапланированными в неналоговых доходах также оказались, например, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (ссуд) внутри страны (сумма поступлений составила 2,6 млн рублей), дивиденды по акциям, принадлежащим РФ, (получено 232 тысячи рублей). Кстати, по поводу акций. Дивиденды по акциям прописаны в бюджете, а вот средства от продажи на аукционе принадлежащих Омской области акций различных предприятий в размере 5,6 млн рублей, почему-то не указаны. Ведь эти средства, в сущности, такие же неналоговые доходы, как и дивиденды по акциям. Правда, вполне возможно, что Бюджетный кодекс РФ не предусматривает отражение такого источника дохода в бюджетах.

Значительно, на 4018,9 % (!), был перевыполнен план поступления неналоговых доходов от взимания арендной платы за земли городов и поселков. Их общая сумма составила 41,1 млн рублей против предполагаемых 999,2 тысяч рублей. По-видимому, это стало результатом проведения в 2002 году мероприятий, направленных на обеспечение переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земли или приобретения ее в собственность (в соответствии с ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

ЖСК разбазаривают деньги

В отчетном периоде расходы областного бюджета составили 10,5 млрд рублей (114% к плану). Перерасход к утвержденным ассигнованиям обусловлен внесением изменений и дополнений в бюджет на суммы средств, выделенных из резервного фонда областной администрации, и на суммы средств, полученных по взаимным расчетам из федерального бюджета. Перевыполнены не только социальные статьи, но и такие как, например, «правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» (135%), «жилищно-коммунальное хозяйство» (143%). Что касается социальных статей, то основная причина перевыполнения плана их финансирования в увеличении зарплаты бюджетникам. Кстати, в связи с тем, что из 2 млрд рублей расходов, необходимых для выплаты увеличенной зарплаты работникам бюджетной сферы, из федерального бюджета областному было перечислено всего 451 млн рублей, финансирование данных расходов осуществлялось за счет дополнительных доходов областного бюджета.

Перевыполнение расходов на правоохранительную деятельность было обусловлено введением с первого июля 2002 года новых должностных окладов сотрудникам органов внутренних дел (в соответствии с приказом МВД РФ № 850 и Постановлением Правительства РФ № 487). По статье ЖКХ перевыполнено финансирование по таким подстатьям как, например, «господдержка коммунального хозяйства» — 130,6% (103,7 млн рублей), «благоустройство» — 217,1% (1,5 млн рублей).

Вместе с тем ряд статей бюджета остался недофинансированным. Например, ремонт некоторых школ, домов ЖСК и здания ЗС. Как пояснила депутатам Наталья ФРОЛОВА, средства не выделены только тем школам, по которым не было акцепта договоров. Не прошли же акцепт они потому, что расценки на проведение ремонта школ оказались завышенными. По поводу ремонта здания ЗС главный финансист области сообщила, что «на первое января 2003 года долга не было и профинансированы все выполненные работы». Но с ней не согласился председатель ЗС Владимир ВАРНАВСКИЙ, заявивший: «В прошлом году было недофинансирование. И это факт. А в этом году средства поступают в полном объеме».

Что касается ремонта домов ЖСК, то в ходе заседания выяснилось: есть факты, когда деньги на ремонт направлялись, и не один раз, а ремонт тем не менее не проводился. Депутат ЗС Светлана АНДРУШКО обвинила комитет финансов и контроля в недофинансировании ЖСК, а город в расточительстве средств. ВАРНАВСКИЙ же реабилитировал и мэрию, и комитет, сказав, что " в этом нет вины ни города, ни тем более ФРОЛОВОЙ". По его словам, депутатам надо наладить более плотные взаимоотношения с представителями ЖСК и лучше контролировать, как они расходуют бюджетные средства.

Дорожный фонд снова перепотрошили

Во время заседания также выяснилось, что часть средств Территориального дорожного фонда (ТДФ) снова использована не по назначению. По словам депутата ЗС Андрея АЛЕХИНА, в 2002 году было отвлечено 320 млн рублей, или 27,9 % средств ТДФ (общая сумма доходов дорожного фонда составила 1,1 млрд рублей). Это факт Наталья ФРОЛОВА подтвердила и пояснила, что «в части отчислений в ТДФ мы допустили отвлечение налогов, поступающих от Сибнефти и Омскэнерго. Эти средства ушли в виде ссуд муниципальным образованиям на погашение долгов муниципалитетов по ГСМ и энергетике перед названными компаниями».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.