Все рубрики
В Омске среда, 11 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0324    € 106,2024

Виталий ЧЕТВЕРГОВ: "Ассигнования на науку вырезаются"

25 июня 2003 13:23
0
1809

В конце 1999 года был принят Закон Омской области «О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики в Омской области», который должен был обеспечить благоприятные условия для омской науки. Но, как водится, положения этого закона дальше бумажного воплощения не пошли и не выполняются с самого его принятия. Однако, несмотря на отсутствие бюджетной поддержки, омская научная среда генерирует новые идеи и концепции, призванные поднять с колен экономику нашего региона. В частности, довольно активно занимается инновационной деятельностью Омское отделение Российской инженерной академии (РИА). О том, какие планы оно пытается воплотить в жизнь, «КВ» расспросили его председателя Виталия ЧЕТВЕРГОВА.

— Что представляет собой РИА и чем занимается ее Омское отделение?

— В России существует более 50 общественных академий, из них РИА самая крупная, потому что в нее принимаются не только ученые со степенями, но и инженеры, руководители производства. В соответствии с уставом цель РИА — создание инженерной структуры, одним плечом опирающейся на фундаментальную науку, другим — на производство. Мы пытаемся как-то объединить инженерный корпус, повысить статус этой профессии. Одной из насущных задач РИА стало вспомоществование конверсии ВПК для технологического обновления гражданской промышленности.

В Омском отделении РИА 12 членов: 2 академика и 10 членов-корреспондентов, среди них губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ и мэр Евгений БЕЛОВ. Мы проводим ежегодное общее собрание, а рабочий президиум собирается еженедельно. Все работают на общественных началах, преследуя цель объединить научные достижения с производственными возможностями. РИА охватывает все промышленные отрасли, мы заключили договор о творческом содружестве с Омским научным центром Сибирского отделения РАН, подписали соглашения о сотрудничестве с Объединенной промышленной партией, областным Союзом предпринимателей. Наши попытки объединить все омские научные и производственные силы дают определенные плоды, но очень медленно.

— Имея в своих рядах мэра и губернатора, наверное, можно эффективнее добиваться поставленных целей?

— Леонид ПОЛЕЖАЕВ дважды побывал на заседании Омского отделения РИА, Евгений БЕЛОВ бывает чаще. В сентябре прошлого года в течение четырех часов мэр участвовал в обсуждении наших текущих проектов. Вообще, и региональная, и городская власти вроде бы интересуются нашими проектами и поддерживают наши начинания, но, к сожалению, их реализация пока не начата.

— Напрашиваются вопросы: в чем причина и кто виноват в том, что наука в нашем городе не в почете?

— С советских времен наука считается чужеродной для региона отраслью, которая должна финансироваться из федерального центра. Нередко приходится слышать нелепые утверждения, что в Омске нет науки, но ведь это совершенно не так, у нас огромный научный потенциал. Вопреки областному закону о госрегулировании в сфере научной деятельности, согласно которому не менее 2% от областного бюджета должно выделяться на финансирование научной деятельности, на науку из бюджетных денег не выделено ни копейки за последние годы. Из-за того, что бюджет дефицитный, ассигнования на науку и научное обслуживание вырезаются полностью, хотя непонятно, чем они хуже расходов на образование и медицину.

Не выполнены положения этого закона о создании государственного фонда поддержки научно-технической деятельности, внебюджетного фонда финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, научного координационного совета Омской области. Менталитет по отношению к науке нужно менять, ведь именно наука обеспечивает интеллектуальными ресурсами все остальные отрасли, в том числе и властные структуры.

— И как работается при полном отсутствии регионального финансирования на науку?

— Можно, конечно, плакаться власти в жилетку в надежде растопить лед чиновничьего равнодушия, но есть и другой путь. Нас спасут мозги, которые есть в регионе. Раньше мешала чрезмерная централизация, теперь настает инновационное время. Деньги на науку нужно зарабатывать самим, главное, выбрать наиболее рентабельный инвестиционный проект. В нашем регионе мощный инженерный и промышленный потенциал, мы проработали возможности омских предприятий и попытались объединить их в общих инвестиционных проектах и программах.

— Ну и что, удалось добиться реальных результатов?

— Есть областной закон о региональных инвестиционных программах, но, пока у программы нет управляющей компании, она обречена на провал. В 1998 году мы разработали инвестиционный проект «Ремтрансмаш», который должен был перерасти в региональную программу типа СибВПКнефтегазТЭК, но этого так и не случилось.

РемТрансМаш вошел составной частью в нашу концепцию Омской межрегиональной программы модернизации и развития ведущих отраслей экономики региона на базе использования высоких инженерных технологий ОмТехЭко. Пилотной программой в ОмТехЭко была определена программа модернизации и создания модулей технических средств нового поколения для российского железнодорожного транспорта с использованием высокоэффективной газотурбинной силовой установки.

Согласно программе в Омске должен был появиться интегрированный центр по ремонту, модернизации и созданию унифицированных модулей технических средств нового поколения для российских железных дорог. ОмТехЭко была одобрена на совете Сибирского федерального округа и ассоциации «Сибирское соглашение» в Красноярске весной 2001 года и передана для рассмотрения в МПС. Однако из-за подготовки к реструктуризации МПС программа вхолостую пролежала два года в министерстве, хотя многие железнодорожники ею сильно заинтересовались.

Последняя наша разработка — концепция Омской модели инновационно-индустриального стратегического развития Сибири на основе межгосударственного сотрудничества «Омский локомотив». В «Омский локомотив» вошли направления по модернизации и созданию унифицированных модулей технических средств нового поколения для всех отраслей промышленности: ОмЖелДорТранс, ОмАгроМаш, ОмАвтоМаш, ОмТехСтрой, ОмТехЭнерго, ОмТехКоммун, ОмТехНефтехим. По каждому направлению определены заказчики и базовые организации.

— Вашу очередную программу ждет такая же печальная судьба, как и все предыдущие?

— Хочется верить, что на этот раз все получится. 13 января 2003 года нашу концепцию официально одобрил госсекретарь Союзного государства Павел БОРОДИН и включил ее в перечень приоритетных программ Союзного государства. К ее реализации, в частности по резинотросовым тракторам, готовы подключиться ведущие японские фирмы. В сотрудничестве заинтересованы белорусские предприятия — Минский тракторный завод, Гомельсельмаш. Если сложится тройственный омско-белорусско-японский союз по реализации программы, то дела пойдут.

В принципе РИА свою функцию выполнила — разработала концепцию и добилась ее одобрения. Дальше, уже вопросы инвесторов, заказчиков, властей. Если удастся объединить сильные стороны омских предприятий, эффект будет колоссальный.

— Вы по-прежнему возглавляете кафедру тепловозов в ОмГУПС. Насколько сегодня актуален этот вид транспорта для железной дороги и занимаетесь ли вы научной деятельностью?

— На самом Транссибе в магистральном движении тепловозная тяга применяется в небольших размерах, но в маневровой работе потребность в тепловозниках велика. Ежегодно мы выпускаем более 100 инженеров-тепловозников. Все трудоустраиваются — в основном на станции сибирских железных дорог, а такжена угольные разработки, Север Тюменской области, и даже в европейскую часть России. Но привлекать молодежь на эту специальность все сложнее. Что касается научной деятельности, то одна из рекомендаций моей докторской диссертации реализуется только сейчас, спустя 28 лет.

В моем возрасте новые идеи генерировать трудно, поэтому воплощаюсь через своих учеников. Среди них 4 доктора наук и более 40 кандидатов. Активной научной деятельности в последние годы мешала административная работа а ректорате, которой отдано четверть века. Но по-прежнему читаю лекционные курсы по дисциплинам кафедры.

— Ну, а как проводите свободное время?

— С детства увлекаюсь рыбалкой, всю зиму мечтаю, как буду летом сидеть с удочкой на берегу озера. Сына заразил этим делом, но он и зимой рыбачит. Еще одна страсть — собирать грибы, да и просто люблю бывать в лесу. В юности баловался стихами, в прошлом году друзья помогли выпустить небольшой сборник стихов.. Для души люблю играть на баяне и гитаре, но только когда никто не слышит. По-прежнему люблю читать, особенно историческую литературу.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.