Радикальное решение
С 1 января 2003 года изменился порядок налогообложения юридических и физических лиц, занимающихся реализацией горюче-смазочных материалов. Раньше акцизы, как и все косвенные налоги, платили при реализации своей продукции нефтеперерабатывающие заводы, теперь основными плательщиками стали нефтетрейдеры (посредники на рынке ГСМ), имеющие свидетельства о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами. Чтобы получить данные свидетельства, необходимо пройти так называемую акцизную сертификацию. Ее обязательным требованием является наличие в собственности претендента мощностей для производства или хранения нефтепродуктов. Таким образом, законодатель в отношении акциза на нефтепродукты исказил саму суть налога, превратив его из косвенного в прямой.
Акциз является федеральным налогом, однако часть его достается субъектам РФ. Согласно Закону «О федеральном бюджете на 2003 год», 60 процентов собранных средств оседает в регионах, а остальные 40 процентов акциза идут в федеральный бюджет. Поскольку Закон «О федеральном бюджете» принимается сроком на один год, законодатель может пересмотреть процентное соотношение распределения акцизов на ГСМ между федеральным и региональным бюджетами и скорректировать его в соответствии с потребностями страны на 2004 год. То есть увеличить или уменьшить часть средств, которые остаются в регионах.
Миллиарды от Сибнефти
В выигрышном положении сегодня оказались регионы, имеющие на своей территории нефтеперерабатывающие заводы: акцизный налог существенно увеличил доходную часть местных бюджетов. Остальные субъекты РФ вынуждены идти на различные ухищрения, чтобы увеличить налоговые поступления. Например, губернатор соседней Новосибирской области Виктор ТОЛОКОНСКИЙ подписал распоряжение, которое регламентирует поставки ГСМ для агропромышленного и транспортного комплексов. Администрация области будет иметь дело исключительно с «освидетельствованными» поставщиками. Местным чиновникам для этого потребовалось провести с нефтетрейдерами «специальную работу», в ходе которой «заправщиков» приглашали в обладминистрацию и настоятельно просили пройти «освидетельствование» и платить акцизы на территории области.
Новый порядок взимания акцизов — по месту потребления — должен был сделать распределение этого косвенного налога между субъектами Российской Федерации более равномерным, а механизм уплаты — более прозрачным. Однако равномерности достичь не удалось. Акцизный налог «сидит» в отпускной цене и трейдеры платят его по месту отгрузки. Оптовикам нет смысла уклоняться от уплаты акциза, поскольку впоследствии налог включается в стоимость: потребитель, приобретая товар, возмещает его продавцу уплаченный налог.
Именно поэтому Омская область имеет преимущество по сравнению со своими соседями. С введением акцизов на ГСМ денежный поток в местный бюджет существенно увеличился. Достаточно привести такой пример: Сибнефть внесла в областную казну за первое полугодие более 2,5 млрд рублей налогов. Из них почти 1,5 млрд рублей составили акцизы. Для сравнения: за 2002 г. налоговые платежи компании в областной бюджет в общей сложности составили около 2 млрд рублей.
Акцизы пересмотрят?
Все бы хорошо, если бы акцизы слишком сильно не поднимали стоимость товаров. Например, в ГСМ они составляют около половины розничной цены. Возьмем самый популярный у владельцев личного транспорта бензин Аи-92. Его цена на заправках той же «Сибнефти» — 11 рублей за литр. Если вычесть налог с продаж, НДС и акциз, цена бензина снижается в два раза и составляет примерно пять-шесть рублей за литр.
Наше государство очень любит косвенные налоги, так как собирать их достаточно легко. Однако, по мнению специалистов, высокие косвенные налоги сдерживают развитие внутреннего российского рынка, и изменение порядка их уплаты увеличивает их собираемость совсем незначительно. Вот что говорит по этому поводу представитель одной омской нефтетрейдерской компании, пожелавший остаться неизвестным. «В том виде, в котором акцизы есть сейчас, они бессмысленны, — комментирует ситуацию собеседник „Коммерческих вестей“. — Акцизы сдерживают конкуренцию и способствуют монополизации внутреннего российского рынка ГСМ».
Юрист аудиторско-консалтинговой группы «Советник» Николай ИВАНОВ считает, что «платежеспособность населения в России крайне низка, и стимулирование потребления должно вестись не только путем увеличения заработной платы, но и снижением косвенных налогов». Власти вполне это понимают. Поэтому они и решили снизить ставку НДС на 2004 год с 20 до 18 процентов. Но для решения проблемы этого недостаточно. Специалисты полагают, что размеры акциза на 2004 год могут измениться. Однако насколько серьезным станет это изменение, никто из них предсказать не берется.