Более экзотичная схема — организация юридического лица, в уставный капитал которого передаются нефтепродукты. Казалось бы, эта мера единовременная, однако можно постоянно увеличивать уставный капитал этого юридического лица либо создать несколько юрлиц. Правда, в Налоговом кодексе была оговорка, что передача нефтепродуктов в уставный капитал приравнивается к реализации. Однако налогоплательщики легко отстаивали свои позиции в суде, играя на противоречии двух норм Налогового кодекса РФ. Ведь у нас законодательно закреплено, что все противоречия в нормативных актах о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В настоящее время акциз взимается не при реализации нефтепродуктов, а при их получении (приобретении) организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. Данное свидетельство выдается на производство нефтепродуктов, их оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию. Его получение не является обязательным для реализации нефтепродуктов и связано с целым рядом необходимых условий. Например, для производителей это наличие в собственности мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов. Следовательно, при их отсутствии свидетельство не выдается и акциз платить не надо.
Эту тонкость и используют нефтетрейдеры, чтобы «оптимизировать» налогообложение. Они создают новую схему, которая базируется на отсутствии права собственности на производственные мощности участника рынка нефтепродуктов. Весь смысл — в организации двух независимых структур. Первая занимается производством ГСМ, а вторая является собственником мощностей для производства или хранения нефтепродуктов. Между ними заключается договор аренды на это имущество. Так как производитель не является собственником мощностей, свидетельство ему не выдают и акциз никто с него требовать не вправе. Примерно так же обстоит дело с продавцами нефтепродуктов.