Квартиры, золото, машины
9 августа 2003 года отменяется налоговый контроль за крупными расходами граждан. С этого дня из Налогового кодекса (НК) уйдут статьи 86.1, 86.2 и 88.3, регламентирующие процесс такого контроля.
Согласно отменяемым статьям, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, механические транспортные средства, ценные бумаги и золотов слитках, обязаны были в 15-дневный срок сообщить в налоговые органы о всех покупателях квартир, машин, акций и драгоценных металлов. Если расходы физического лица превышали его доходы за предыдущий год, налоговики должны были составить соответствующий акт и направить «подозреваемому» письменное требование о даче пояснений. Для подготовки ответа отводилось 60 дней.
Однако весь этот прописанный в НК механизм себя не оправдал. Он перекочевал сюда из предшествующего федерального закона о контроле за крупными расходами. Но не унаследовал предусмотренное там требование задекларироватьсвое состояние до вступления закона в силу и сдать соответствующие бумаги нотариусу. Поэтому любой налогоплательщик на запрос органов мог ответить просто: «Накопил». Или «взял в долг». Правда, налоговики не раз заявляли, что вправе пригласить щедрых одалживателей и «попросить» уже их документально подтвердить свою способность ссудить указанные суммы. Но такого рода действия выходят за рамки Налогового кодекса имогут быть оспорены. Так что заставить дополнительно раскошелиться покупателя шикарной квартиры или дорогой машины можно было, только взяв на испуг.
Как утверждает журнал «Люди дела» (№3 за 2003 год) за 2002 год в итоге кампании по контролю за крупными расходами гражданам России пришлось представить 635 890 специальных деклараций, в результате чего в бюджеты поступило 19,47 млн рублей- доля мало заметная не только в доходах страны, но и отдельного субъекта Федерации. Весной текущего года даже прижимистый вице-премьер Алексей КУДРИН заявил, что «контроль себя не оправдал», и уже 10 апреля на своем заседании правительство решило от него отказаться, начав готовить изменения в НК.
Вчера были маленькие по $ 10 тысяч
25 июля Владимир ПУТИН отменил Указ № 1006 от 23 мая 1994 года, подписанный Борисом ЕЛЬЦИНЫМ, который обязывал банки «информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную $ 10 000 и выше». Как утверждают сами сотрудники МНС мера эта оказалась «не технологической» — затраты на ее исполнение не окупались выявленными недоплатами и штрафами за них. Тем более, что налоговики получали информацию только о тех, кому нечего скрывать. Люди опытные попросту дробили свои операции на суммы меньшие, чем $ 10 000, начиная с символических $ 9999. Нередко и сами банкиры напоминали об этом способе клиентам. Тем более, что указ противоречил принятому в последние годы законодательству о банковской тайне, разрешающему предоставлять данные о движении средств по частным счетам только самим владельцам, судам и органам предварительного следствия.
А сегодня большие по $ 20 тысяч
С указом ПУТИНА увеличилась пороговая сумма, после которой операция может считаться подозрительной. Согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», обязательному контролю подлежат «операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую 600 тыс. рублей». То есть порог подозрительности увеличился до $ 20 000. Три недели назад вступил в силу приказ Комитета по финансовому мониторингу, разъясняющий как будет происходить на практике приостановка подозрительных операций. Сам закон уже дает право банкам на два дня самостоятельно приостановить движение денег клиента, если оно показалось им подозрительным. При этом финансисты не обязаны информировать клиента, на каких основаниях приостановлены его операции, отказ от которых не будет считаться нарушением договорных отношений.
Финансовая разведка, получив из банка сигнал, должна произвести предварительную проверку информации. Если она будет признана обоснованной, КФМ обязан на следующий же деньиздать постановление о приостановлении этих операций еще на пять дней, уведомив о том банк срочной телеграммой. Параллельно туда же направляется само постановление о приостановке обычной или электронной почтой (с цифровой подписью), фельдъегерской связью или нарочным. Не позднее чем еще через день Комитет по финансовому мониторингу должен направить информацию о приостановленных операциях в правоохранительные органы для соответствующей проверки. А дальше уже — дело и возможности органов: насколько они способны уложиться в оставшиеся два-три дня приостановки, при том что УПК им дает для предварительного расследования куда большие сроки.
Впрочем россиян можно утешить тем, что в США правила куда более строги. Там подозрительные операции блокируют сразу и без всяких уведомлений. И пороговой суммой как для физических, так и для юридическихлиц являются $ 10 000.
По информации самого КФМ России за время его существования в правоохранительные органы было передано 4 800 материалов, касающихся подозрительных финансовых операций, которые в итоге превратились в десять уголовных дел. Негусто.
На днях глава комитета Виктор ЗУБКОВ подписал еще один приказ — о проверках соблюдения Закона «О противодействии...» ломбардами и игорными заведениями. Сотрудники финансовой разведки будут посещать эти заведения и проверять соблюдение требований об идентификации клиентов и приостановке подозрительных операций. И если наличие паспорта при игре в покер еще как-то со скрипом понять можно, то, каким образом там возможна «приостановка подозрительных операций», вообразить трудно. Разве что каждый крупный выигрыш (свыше $ 20 000) автоматически превратится в для владельцев казино в подозрительный.