— Я представляю так называемую гуманитарную часть науки. На ее счет с давних времен идет спор: а относится ли она к науке или история, философия и другие гуманитарные дисциплины — это просто образованность. Я считаю, что это и то, и другое. Хотя, к сожалению, в отличие от точных наук историками, философами, литературными критиками или политологами представляют и представляются все кому не лень. К примеру, на одном из омских телеканалов в передаче с представителем омского отделения СПС его в титрах называли «политологом», хотя он к этой науке никакого отношения не имеет.
Вообще с гуманитарной частью науки происходят удивительные вещи. Никто не пойдет лечить сердце к хирургу-травматологу, а слушать телемальчишек и теледевчонок, представляющихся то психологами, то политологами, то историками, вынуждены. Нередко приходится читать опусы гуманитарных «исследователей», которые толком не разбираются, что именно исследуют. В результате массового присутствия непрофессионалов происходит определенная девальвация гуманитарных наук в глазах общественного мнения.
Омскую региональную власть отличает нелюбовь к образованию и науке. Не секрет, в каком запущенном состоянии находятся школы региона, на чьем бы формальном финансировании они не числились. Учителя получают гроши, а с января 2003 года ОО ИПКРО не выплачивается надбавка за ученую степень — областная власть нашла формально законный способ не выполнять распоряжения правительства. В этом проявилось ее отношение и к ученым, и к тому, кто и как будет заниматься переподготовкой учителей.
В конце прошлого — начале этого года долго разбирались с финансированием подписки для Омской областной научной библиотеки им.А.С.Пушкина, договорились о «парламентских чтениях» по библиотечному делу. Однако руководство комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике Законодательного собрания об этой договоренности благополучно забыло, а руководство библиотеки, находящейся на областном финансировании, не рискует напоминать. В результате растет противоречие: с одной стороны, в «пушкинке» самый доброжелательный и квалифицированный коллектив среди библиотек Западной Сибири — с другой, хиреющие фонды и уменьшающиеся возможности достойно обслужить ученых, работающих в любой сфере научной деятельности.
Несмотря на многолетнее отсутствие финансирования науки из областного бюджета, научный потенциал в Омской области по-прежнему огромный. Можно много говорить о целой научной школе, руководимой Николаем ТОМИЛОВЫМ. Очень сильны археологи. В 70-80-е годы прошлого века под руководством Вениамина САМОСУДОВА в Омске успешно изучалось общественное и политическое движение всей Сибири. Омские ученые, сформировавшиеся в то время, сейчас находятся в самом трудоспособном возрасте и успешно продолжают исследования.
Что касается общественно-политической и социально-экономической проблематики, то упор властями сделан на пиар-центры. Если говорить о реальных научных исследованиях и разработках в этой области, которые имеют место, то они либо замалчиваются, либо присваиваются. К примеру, проблема тоталитарных сект, подымаемая на щит в ходе ряда выборных кампаний, является уродливо-конъюнктурным отражением разработок группы молодых омских ученых, в 1994-95 годах предупреждавших от опасности деятельности сектантов. Учеными предлагались определенные рекомендации и меры, но все они были выхолощены, осталась только пиар-составляющая.
Чтобы сейчас ни говорили, но многие положения по разработке Крапивинского нефтяного и Тарского циркон-ильменитового месторождений и еще ряд направлений деятельности областной администрации позаимствованы из так называемых «Антикризисных мер», предложенных депутатской группой КПРФ в Законодательном собрании еще в 1998 году. Я руководил аналитической группой, разработавшей эти меры, которые были сначала публично осмеяны, а потом частично реализованы, но уже под другим авторством.
Между прочим, ряд экономических программ, разработанных и запущенных областной администрацией, с треском провалился, но об этом предпочитают стыдливо не вспоминать. В целом региональная властьне заинтересована в развитии социально-экономической аналитики научного плана, потому что она только мешает решать сиюминутные задачи. Отсюда — небрежное отношение к образованию, науке, какой бы сферы человеческой деятельности она не касалась.
Сергей НОВИКОВ, заведующий кафедрой регионального развития ОмГАУ.