Осознанная необходимость объединения
Организаторы собрали рекламистов за «круглым столом» не для того, чтобы те предали гласности свои профессиональные секреты, а чтобы разобраться, почему омский рекламный рынок такой убогий по сравнению с другими регионами. И что можно сделать для его изменения в лучшую сторону. В начале разговора сразу прозвучало, что беды омских рекламистов заключаются не только в том, что у нас очень скудный рекламный рынок, но и в почти полном отсутствии сотрудничества между рекламными агентствами.
Станислав ИВАНЧЕНКО: — Нет ни одного примера, когда рекламные фирмы сотрудничали бы друг с другом. Да мы до сих пор друг друга толком не знаем, а ведь человеческий фактор в бизнесе основной, без контактов ничего хорошего не получится. Зато есть немало примеров, когда рекламисты поливают грязью друг друга. Причем истоки негативного отношения в сущей ерунде: кто-то про кого-то плохо сказал, да, может, даже не сказал, но так передали, ведь у нас в городе слухи распространяются, как в деревне. Есть потребность объединиться с другими рекламистами, чтобы наладить личные отношения, создать единое информационное пространство, урегулировать взаимодействие с клиентами. Но нет личности, которая могла бы всех объединить, может быть, время еще не пришло.
Первую попытку объединиться омские рекламисты предприняли еще в октябре 1993 года, тогда была создана Ассоциация рекламного искусства. Как рассказал один из ее главных организаторов Юрий ШАТИЛОВ, «собрались человек 10, которые считали, что уже состоялись как рекламисты, и решили цивилизовать омский рекламный рынок». Ассоциация просуществовала три года и тихо почила в бозе. Потом было сделано еще несколько попыток объединить омских рекламистов, но ни к чему реальному они не привели.
В мае этого года при Торгово-промышленной палате (ТПП) Омской области был создан комитет по рекламе, его председателем стал Александр БАЧИНСКИЙ. У комитета разработан устав, но его еще не успели довести до сведения омских рекламных фирм, поэтому большинство рекламистов пока просто не знают, что им есть куда податься. У Омской ТПП уже было несколько проектов, которые реализовались только на бумаге, остается надеяться, что у комитета по рекламе будет более счастливая судьба.
Александр БАЧИНСКИЙ: — Мы не раз пытались объединить участников рынка наружной рекламы, но безуспешно. Комитет по рекламе появился от безысходности, чтобы противодействовать произволу департамента недвижимости (ДН). Хотя наша структура пока чисто номинальная, нам удалось совместно с РА «Компаньон» остановить противоправные действия ДН, городские власти стали с нами договариваться. Как председатель, я пока не готов зазывать всех рекламистов вступать в комитет, но «СТА» готова вступить в любую организацию омских рекламистов, если таковая появится. Только нужно, чтобы это была не формальная, а действующая организация, с которой считались бы и власть, и бизнес.
Я б в рекламщики пошел, пусть меня научат
Еще одну проблему омских рекламистов подняла Светлана КИРКАЧЕВА: «Для нас остро стоит проблема кадров, специалисты по рекламе после окончания вузов приходят совершенно неподготовленными. Рекламистам нужно объединиться хотя бы для того, чтобы донести наши требования до преподавателей, которые обучают студентов рекламному искусству, и наладить централизованную подготовку кадров».
Едва ли не все омские вузы готовят рекламистов, но вот какие знания получают будущие специалисты — очень большой вопрос. Если разобраться, кто же обучает студентов рекламному ремеслу, то выяснится, что в прошлом эти преподаватели преимущественно читали курсы по научному коммунизму и прочим марксистско-ленинским дисциплинам. Конечно, полная перековка преподавателей общественных наук возможна, но вряд ли искусству рекламы может качественно научить тот, кто никогда ею профессионально не занимался на практике.
Станислав ИВАНЧЕНКО: — В омском рекламном бизнесе нет признанного авторитета, с которого может брать пример молодежь, как в других сферах бизнеса. На рекламиста никто не хочет учиться, потому что высокий заработок эта профессия не гарантирует. Омский рекламный рынок очень скудный. Десяток рекламных собачек рвут на части шкуру бледного, хилого медведя и нет уверенности в том, что денег на этом рынке станет больше. Специалисты из Москвы, Питера, Новосибирска к нам не поедут, потому что мы не может предложить им соответствующий уровень оплаты, поэтому кадровые ппроблемы нужно решать самим.
Александр БАЧИНСКИЙ: — Омская область одна из последних признала существование рекламной отрасли как индустрии. В областной администрации была разработана стратегия регионального маркетинга, но на создании этого документа все и закончилось. Наша компания спонсирует факультет рекламы Технического университета. И не потому, что это приносит нам реальную пользу, просто не хочется жить в болоте, поэтому нужно вкладывать деньги в обучение молодежи.
Виктор КОРБ: — Главная проблема в том, что мы — представители передовой части бизнеса — действуем так же, как и все остальные. Ограниченный рекламный ресурс рвем на части, вместо того чтобы наращивать и воспроизводить его. Но я считаю, что мы в силах сломать ощущение безысходности, изменить сложившийся имидж Омска как города упадка. Этот негативный имидж мешает нам как внутри региона, так и за его пределами. Необходимо тратить дополнительные силы и ресурсы на вытягивание рекламного рынка из его нынешнего состояния, только тогда решатся многие проблемы, в том числе и кадровые.
Мы полезных перспектив никогда не супротив
Видимо, необходимость объединения рекламистов действительно назрела, потому что все собравшиеся за «круглым столом» двумя руками ратовали за это. Так, Неля ЗУЕВА рассказала, что «три фирмы, занимающиеся рекламой на транспорте, пытались договориться о совместных действиях, но из этого ничего не вышло.
Юрий КОЗЛОВСКИЙ: — Я шесть лет проработал чиновником, поэтому не понаслышке знаю, как функционирует власть. Влиять на власть, бизнес можно только объединившись, поэтому необходимость создания организации рекламистов созрела. Принципы объединения можно обсуждать долго, но главное, что все собравшиеся здесь хотят объединиться.
Никого убеждать в том, что бить лучше кулаком, а не растопыренными пальцами, не нужно. Другое дело — для чего нужно сжимать пальцы в кулак, если им и по отдельности неплохо живется. Все опасаются объединяться, потому что есть риск потерять больше, чем найдешь. Можно, конечно, объединиться для того, чтобы, как предложила Светлана КИРКАЧЕВА, „обмениваться профессиональными наработками и просто общаться между собой“. Конечно, клуб по интересам для рекламистов тоже может быть полезен, но, думается, полноценное объединение для усиления возможностей каждого гораздо нужней.
Станислав ИВАНЧЕНКО: — Рекламное невежество и бескультурие — наши главные общие враги, хотя бы для борьбы с ними надо объединяться. Цели объединения могут быть разными: для лоббирования своих интересов, организации саморекламы, заключения картельных соглашений. Вопрос в другом: против кого дружить будем? Я нуждаюсь в конкуренции, поэтому объединяться ради того, чтобы других задавить, не буду. Порядок и цели объединения очень важны. Реклама — способ обслуживания интересов бизнеса, пока мы справляемся и без объединения, но это долго продолжаться не может.
Александр БАЧИНСКИЙ: — Дальнейшим развитием комитета по рекламе я в силу занятости не занимался, теперь вижу, что напрасно. Членами комитета могут стать все участники омского рекламного рынка, возможно и индивидуальное, и коллективное членство. Нашей компании комитет помог локально решить какие-то вопросы, но можно использовать его возможности гораздо эффективнее. К примеру, можно составить общий „черный список“ недобросовестных клиентов и работников, с которыми никто не должен иметь дела.
В целом „круглый стол“ прошел конструктивно, но хотелось бы, чтобы прозвучавшие на нем идеи и предложения хоть как-то воплотились в жизнь. Организаторы приглашали руководителей всех крупнейших рекламных агентств Омска, но прийти решили не все. Директор РА „КП-Мастер“ Максим НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО признал, что тема интересная, но он — человек непубличный, и обещал кого-нибудь прислать. Директор РА „Компаньон“ Егор СУСЛИКОВ долго интересовался, какую реальную пользу принесет ему участие в „круглом столе“, и обещал подумать. Директор РА „Сказ“ Юрий ТЕТЕРИН вроде бы заинтересовался, сказал, что придет, но, видимо, ему что-то помешало.
Значит, не всем крупным участникам омского рекламного рынка нужно объединение, если даже на обсуждение его гипотетической возможности многие прийти не пожелали. Что ж, за уши в светлое будущее никто никого тащить не собирается. По завершении „круглого стола“ его участники спросили организаторов: будет ли продолжение? Авторитетно заявляю: если это будет нужно самим рекламистам, мы готовы собрать их снова, и не один раз, но сами такой инициативы больше проявлять не будем.